Лех Валенса стал героем фильма Анджея Вайды

Бывший президент Польши рассказал, как страх становится стимулом
Роберт Вицкевич (Валенса) в фильме «Валенса. Человек надежды»/ outnow.ch

«Валенса. Человек надежды» - новый фильм Анджея Вайды, который выходит в Польше к юбилею первого демократически избранного президента страны: 29 сентября Леху Валенсе исполняется 70 лет. Пенсионером он себя не чувствует. Экс-президент как никогда бодр и жизнерадостен, а фильмом старшего товарища польщен: «Эта картина не просто отражает реальные события, но и показывает нечто большее: после просмотра не остается сомнений в том, что наше поколение покончило с коммунизмом и империей зла, открыв путь в будущее».

«Превратить коммунизм в капитализм - как сварить уху из аквариумных рыбок, но вернуться из капитализма в коммунизм так же невозможно, как вынуть рыб из ухи и вернуть их обратно в аквариум»

Картина начинается с первых волнений на Гданьской верфи, где и стартовала карьера Валенсы как профсоюзного деятеля, а заканчивается присуждением ему Нобелевской премии мира и легализацией движения «Солидарность». Фактурный усатый электрик в исполнении блестящего Роберта Вицкевича поначалу кажется чуть карикатурным, но архивные кадры исправляют ситуацию: именно таким и был молодой Валенса, именно эта цельность образа и характера помогла ему победить. В кинобиографии тщательно выверено равновесие между политической карьерой и личной жизнью героя, массовые сцены, как и семейно-интимные, привычно виртуозно сняты Павлом Эдельманом. Пересматривая на экране все те перипетии, которые привели его к славе, Валенса вспоминает о главном стимуле: «Им был страх! Поначалу он был очень силен, но мы сплотились и вместе его преодолели. Я даже полюбил это чувство и привык к нему: оно стимулировало меня к конкретным действиям. Каждый день я чувствовал себя сильнее...»

Миф о своей нелюбви к интеллектуалам Валенса опровергает уже тем, как высоко ценит сотрудничество и давнюю дружбу с Вайдой. «Я смотрел все его фильмы. Без них не было бы никакой революции! Даже если они заканчивались на трагической ноте, они всегда давали надежду на то, что мир может стать другим и что в наших силах его изменить. Они пробили брешь в стене и поддерживали нас в нашей борьбе, ежедневно. Я не стал бы тем, кем я стал, без этих фильмов. Пан Вайда всегда был пророком! И в новой картине он тоже смотрит в будущее, а не в прошлое, показывая молодому поколению пример того, как бороться с системой». На этих словах поневоле сожалеешь о том, что новая картина Вайды скорее всего не дойдет до российского проката - по меньшей мере до широкого.

Валенса уверен, что одна из ключевых причин и его политического успеха, и успеха фильмов Вайды - чисто польское чувство юмора. «Ненавижу политиков, скучнейшие люди. Встречался с ними пару раз и каждый раз жалел о впустую потраченном времени! А я не хочу быть скучным, мне нравится шутить - да и людям это понятнее, чем язык серьезных политико-экономических речей. Моему электорату нравилось, когда я шутил о Горбачеве как водителе тяжелого грузовика, едущего в гору: на него в последний момент вскочили поляки, после чего грузовик покатился назад. Или когда я объяснял, что капитализм - движение автомобиля вперед, а коммунизм - езда задним ходом: так далеко не уедешь! Еще я как-то сказал, что превратить коммунизм в капитализм - как сварить уху из аквариумных рыбок, но вернуться из капитализма в коммунизм так же невозможно, как вынуть рыб из ухи и обратно запустить их в аквариум...»

Считается, что политическая карьера Валенсы завершена. Он возглавил страну в самый трудный переходный период, затем проиграл на честных выборах - и через несколько лет ушел с авансцены. Но у него самого, как выясняется, немало планов - он не первый год говорит о создании собственной партии и о разработке некоего нового политического языка, который поможет решить все мировые проблемы. «А карьера... Что мне делать в парламенте? Вы заметили по фильму, что характер у меня сложный. Я не могу сидеть на заседании дольше получаса. Мне скучно, я начинаю решать кроссворды или играть на компьютере, а журналисты это снимают, и все начинают кричать, что мне на всех плевать и я не уважаю коллег! Но именно так работает демократия. А я всегда был за демократию».

Именно демократия сегодня, если верить Валенсе, оказалась под угрозой. «В мире есть единственная империя: США. Они считают себя стражами порядка на всей планете и потому никого не слушают. Послушали бы меня двадцать лет назад, и не было бы проблем Сирии! Надо не нападать на другие страны, а бороться за принятие единых для всего мира законов против дискриминации - медленно, мирными путями. Тогда не надо было бы нести эту ерунду насчет химического оружия. Ей-богу, и сейчас, если бы не Америка правила миром, а Польша, результаты были бы гораздо более удовлетворительными. Отдайте власть полякам, они справятся лучше. Поверьте мне на слово». Валенса ухмыляется и поглаживает усы. Непонятно, шутит он или нет.