Стиль жизни
Бесплатный
Ольга Кабанова
Статья опубликована в № 3686 от 01.10.2014 под заголовком: Нашенский Палладио

В Венеции открыли выставку про Палладио в Росcии

«Палладио в России. От барокко до модернизма» - выставка-исследование об архитектуре и самобытной отзывчивости русской души
«Последний день Помпеи» Александра Бродского завершает выставку
О. Кабанова / Ведомости

Венецианский Музей Коррера в год туризма России и Италии принял организованную выставочным центром «Росизо» представительную выставку о русском палладианстве. Тема идеально подходит к поводу - храмы и виллы Палладио в Виченце, Венеции и окрестностях уже триста лет остаются обязательными для посещения объектами культурного паломничества. К тому же наилегчайшая для воплощения тема - наследие великого архитектора Андреа Палладио стало для европейского мира образцовым воплощением классицизма, так что зримых его влияний можно обнаружить в отечественной архитектуре сколько хочешь.

Кураторам Аркадию Ипполитову и Василию Успенскому захотелось еще большего. Они придумали выставку о палладианстве как сверхидее русского европеизированного сознания. Соединив для этого материал самого разного свойства и качества - бесподобную артистичную архитектурную графику Джакомо Кваренги, Чарльза Камерона, Ивана Старова и Николая Львова с вдумчивыми работами их подражателей Ивана Жолтовского и Ивана Фомина, сентиментальные виды усадебных аркадий Григория Сороки с нарочито небрежной эстетской и иронической живописью мирискусников. Высокий и утонченный имперский профессионализм с трагическим советским варваризмом, идеально воплощенным в наивном макете виллы Ротонды, сделанном в тридцатом году никогда не видевшим оригинала модельщиком.

Смешение низкого и высокого жанров акцентирует весьма эксцентричные метаморфозы, произошедшие с палладианскими формами и образами в русской жизни. Эти превращения авторы выставки подчеркивают то тонко, то лихо. Чего стоит нереализованное их желание поставить рядом с моделью виллы Ротонды черный круг Малевича, вписанный в белый квадрат. Кто читал книги Ипполитова, того не удивит такая повышенная ассоциативность. Но вся экспозиция так умело сплетена, что никакое сравнение не кажется натянутым. Все тут со всем многократно рифмуется, иногда даже слишком полной рифмой, как открывающая выставку деревянная коринфская капитель XVIII века с гипсовой капителью времен сталинского ампира (неоклассицизма, неопалладианства).

Коротко и наглядно история превращения форм Палладио в советское палладианство показана в остроумной компьютерной графике, сделанной к выставке Степаном Шушкаловым: на глазах вилла Ротонда, меняя детали, превращается в усадебную церковь, а потом и в дом Жолтовского на Моховой, прозванный «гвоздем в гроб конструктивизма», но в контексте выставки его лучше бы назвать «подъемом Палладио на корабль современности».

Жолтовскому на выставке ожидаемо отдано одно из самых почетных мест. Влиятельнейший советский архитектор не только превратил палладианство в имперский советский стиль, перевел труды Палладио об архитектуре и обмерил его постройки с тем же трепетом, как и его кумир изучал и обмерял античные памятники. Главное - он вернул в русский ландшафт в виде городских и сельских дворцов культуры и горкомов-обкомов мощные коринфские колонны, треугольные портики, строгость, устойчивость и мечту о гармонии. После того как были разрушены дворянские усадьбы и сопутствующие им церкви.

За усадьбы на выставке, естественно, отвечает Львов, архитектор, превративший имперский стиль в романтический, ставший символом русской приватной жизни, выстроенного вдали от столиц индивидуального рая. Среди его работ замечателен проект бревенчатого сарая, выстроенного в дворцовом стиле не как казус или шутка, а рефлексия о связи формы и материала. Ну а русским казусом, печально-пронзительным, видятся фантазийные идеалистические пейзажи художника Николая Подключникова, рожденного крепостным графа Шереметева, где идеальный усадебный мир включает дворец, пруд, потешный флот, даму с собачкой, крестьянина-косаря и очень русскую церковь.

Историю русского палладианства и выставку можно считать актуальными. Они способны примирить почвенников и западников, показывая, как европейская культура адаптируется национальным сознанием и готова служить и имперской идее, и либеральной.

Выставка открыта до 10 ноября

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more