В Каунасе открылась выставка, посвященная Анджею Вайде

В Каунасе открылась выставка, посвященная 88-летнему польскому кинорежиссеру Анджею Вайде
Кинорежиссер Анджей Вайда/ Владимир Вяткин/ РИА Новости

Обладатель «Оскара» за творчество в целом и главных наград «большой тройки» - каннского, берлинского и венецианского кинофестивалей - стал героем большой выставки в Каунасе. В рамках осеннего фестиваля искусств, проходящего уже в шестой раз, Художественная галерея Миколаса Жилинкаса (это филиал музея Микалоюса Чюрлениса) показывает фрагменты знаменитых лент Вайды, в том числе 50-х годов, из так называемого «военного цикла», принесшего автору мировую славу: «Поколение», «Канал» и «Пепел и алмаз». Их сопровождают фотографии, сделанные на съемочных площадках в разные годы, с любимыми актерами Вайды - от Беаты Тышкевич до Даниэля Ольбрыхского. Есть и киноплакаты, собранные со всего света, в том числе из СССР 70-х годов. Идеологи от искусства долгое время пытались представить творчество Вайды одним из главных достижений социалистического реализма, тем более что «новая польская киношкола» (на рубеже 50-60-х режиссер был одним из главных ее лидеров) получила признание и на Западе. Это признание по обе стороны железного занавеса радовало и советскую интеллигенцию, для которой кино соцстран во многом было отдушиной посреди языковой серости эпохи. Но после того как режиссер сблизился с польской оппозицией, стал сторонником лидера «Солидарности» Леха Валенсы и начал снимать антисоветское по содержанию кино, из кумира в глазах властей он мгновенно превратился в изгоя.

О своем общении с партийными функционерами тех лет сам Вайда вспоминает сегодня как о чем-то сюрреальном. Рассказ о прошлом также можно услышать в одном из залов каунасского музея, где показывают документальный фильм-интервью.

Для многих зрителей открытием оказались рисунки и картины Вайды. Не все поклонники знают, что, прежде чем поступить в киношколу Лодзи, Вайда учился в краковской академии изящных искусств. Рисовать он не бросил до сих пор, хотя никогда не стремился к экспериментам, выступая скорее как автор-хронограф, портретист близких, если и использующий карандаш при подготовке съемок, то в рабочих целях. Впрочем, на его чувство пластического, особое ощущение кадра, эти занятия живописью повлияли очевидным образом.

В самой Польше выставки живописи и графики Вайды не редкость, за границей же Вайда-художник известен хуже. Нынешняя выставка в этом отношении уникальна, ее концепцию придумали специально для Литвы и показывают лишь здесь. Впрочем, даже если польские организаторы и решили бы устроить проекту европейское турне, экспозиция вряд ли бы доехала до России. Культурные контакты между Россией и Польшей находятся сегодня фактически на нуле, не ясно, каким именно оптимистом нужно быть, чтобы ожидать их оттепели в ближайшее время.

Выставка продлится до конца ноября