В Манеже открылась православная выставка-инсталляция «Рюриковичи»

Выставка «Моя история. Рюриковичи» в Манеже подготовлена Патриаршим советом по культуре. Она сделана с размахом, эффектно до скуки
Самый красивый зал «Рюриковичей» хранит вещи и иконы Сергия Радонежского/ Сергей Фадеичев/ ТАСС

Выставку «Рюриковичи» смешно называют приквелом выставки «Романовы», хотя надо привыкать к употреблению новых слов в религиозной речи. Они быстро перестают казаться странными просто потому, что устаревают. Прошлогодних «Романовых» авторы назвали выставкой-инсталляцией, и она собрала за время своего пребывания в Москве, Петербурге и Тюмени «полмиллиона человек» - так написано на сайте.

Должно быть привычно, но коробит введение в церковный курс древней и средневековой русской истории актуальных политических терминов. Надпись «Первые информационные войны в европейской прессе» выглядит нелепо рядом с траченными временем немецкими картинками 450-летней давности, пугающими Иваном Грозным. Опричнина, представленная как чрезвычайная система управления 1565-1572 гг., как подзаголовок «Первые политические и экономические санкции против России» к разделу «Ливонская война за выход к Балтике» поддерживает иллюзию, что тогда как сейчас. И ничего не меняется, что вроде бы не совсем верно именно в идеологии выставки. Время в христианской истории движется не по спирали.

Подобное настойчивое усердие приводит к нелепому сравнению нынешнего главы российского государства с царем, известным немотивированной крутостью нрава. Хотя, по уверению авторов выставки, и не убивавшим своего сына.

Однако меньше всего стоит разбираться в трактовке истории, представленной на выставке. Здесь нужны серьезные знания, тем более многие вопросы вроде пресловутого убийства Иваном Грозным своего сына остаются недоказуемыми. И православный взгляд на историю имеет такое же право на существование, как и атеистический. Так что отступление Тамерлана перед Владимирской иконой Божией матери, не упоминавшееся при господстве исторического материализма, на «Рюриковичах» - исторический факт.

Зато визуально оценить выставку может каждый. Странно, но она очень мрачная. Буквально темная, несмотря на светлые образы правителей и святых. Для общей торжественности и торжества новых технологий большой Манеж погружен в темноту. Светятся в основном многочисленные экраны.

На больших, как в кинотеатре, показывают компьютерные анимации на тему русской истории. На меньших записаны развернутые тексты к каждому из разделов. Над ними высятся огромные стенды, в которых выделены тезисы этих разделов. Кто не смог углубиться в содержание, тот просто считает с наглядного пособия, что, например, случилось в царствование княгини Ольги с 645-го по 962 г.: создание административных центров, налоги, управление, предотвращение развала страны, крещение в Константинополе. Как в учебнике. Ольга, ликом сходная с героиней сериала, смотрит на зрителей сурово на фоне некой историко-фантазийной живописи невысокой художественной убедительности. Остальные Рюриковичи обладают тем же эстетически дешевым фамильным сходством.

Серьезная визуальная проблема «Рюриковичей» заключается в том, что в основе выставки лежат случайные изображения, если бы только академическая историческая живопись и ее современные вариации, но и полная книжно-иллюстративная серятина. И вся мультимедийная махина рушится под этой банальной старомодной образностью. Получается, что показывают всего много, но ничего не запоминается и уж тем более не трогает. Поэтому в массовом сознании Иван Грозный останется сыноубийцей, даже если картину Репина уберут из Третьяковки.

«Рюриковичей» спасают только личные вещи и иконы преподобного Сергия Радонежского. Да еще юноши в подрясниках отлично водят детские экскурсии.

До 20 ноября