Венгерская Национальная опера празднует 130-летие семнадцатью премьерами

Юбилей Венгерской национальной оперы и осенний фестиваль CAFe обозначили топ-события будапештского оперного сезона
Александру Агаке в заглавной партии оперы Верди «Фальстаф» блеснул на сцене Венгерской национальной оперы/ Attila Nagy

Венгерская национальная опера празднует 130-летие со дня открытия и по этому поводу объявила в текущем сезоне аж 20 премьер: 17 оперных и три балетные. Премьерный марафон развернулся на основной сцене, в роскошном оперном доме на проспекте Андраши.

С интервалом в две-три недели здесь показывают премьеры и возобновления: налицо преимущества системы stagione. Прошло возобновление «Фальстафа» (режиссер - Арно Бернар), в котором заглавную партию с потрясающим шармом и артистизмом провел Александру Агаке - похоже, один из лучших Фальстафов наших дней.

В пандан с оперой Верди показали премьеру Cosi fan tutte («Так поступают все») Моцарта. Спектакль получился чудесный, ажурный, исполненный света и воздуха; никаких режиссерских вывертов (режиссер - Юри Менцель), декорации и мизансцены просты и функциональны, музыка и исполнение - первичны. Молодые певцы демонстрировали идеальную интонацию, ансамбли составлялись пластично и точно. Музыканты оркестра под руководством Петера Халаша, музыкального руководителя оперы, явно получали удовольствие от самого процесса музицирования и демонстрировали изысканную, породистую манеру игры.

Отлично сбалансированное, тембристое, тонко градуированное звучание оперного оркестра оказалось приятным сюрпризом; заодно ухо отметило, как разительно отличается звукоизвлечение, фразировка и плотность звучания в операх Моцарта и Верди. В оркестровой яме сидели крутые профессионалы и дело свое знали туго.

В Венгрии негласно придерживаются принципа «опоры на собственные силы» отчасти из-за стесненности в средствах, отчасти из национальной гордости. В оперном театре поют и играют местные кадры, приглашенных очень мало. Это доказывает, что Венгрия может обеспечить себя музыкантами и певцами вполне приличного уровня. За что отдельная хвала венгерскому музыкальному образованию и главной образовательной институции страны, Академии Листа.

В списке дирижеров оперы значится почти три десятка имен. Солисты исчисляются сотнями; мудрено ли, что выпуск премьер поставлен на конвейер. С перерывом в шесть дней в Будапеште показали новые постановки: «Поругание Лукреции» и «Кармен».

Параллельно с оперными премьерами на всех площадках города развернулся мощный мультижанровый фестиваль CAFe - Contemporary Art Festival. Составленный из множества моножанровых фестивалей - камерной музыки, джазового, театрального, визуальных искусств, - CAFe каждую осень представляет обширную панораму актуального искусства, на любой вкус и кошелек. Одновременно проходят десятки выставок: дизайна, фото, традиционной живописи. А в огромном комплексе «Миллениум» разворачивается Art Market, репрезентирующий искусство Восточной и Центральной Европы.

Составной частью CAFe в этом году стал оперный Армел-фестиваль. Это не только фестиваль, но и конкурс, на котором определяются победители по трем номинациям: лучший исполнитель, лучший спектакль, лучший творец (режиссер либо композитор или сценограф). Миссия Армел-феста - в продвижении инновационного оперного продукта и представлении широкой публике новых авторов, новых опер и молодых исполнителей. Модель Армела проста и результативна: на конкурс представляется пять спектаклей из пяти театров пяти разных стран. В этом году на конкурс были представлены спектакли из провинциальных театров Пльзеня, Сегеда, швейцарского городка Биль и Тбилисского оперного театра.

Фаворитом Армела стала постановка «Панча и Джуди» Харрисона Бертуистла - жутковатый скетч об «ужасах нашего городка», в котором традиционные персонажи английского кукольного театра превратились в монстров-садистов. Спектакль Neue Oper Wien наделал в Вене много шума в прошлом сезоне; именно ему Армел-жюри присудило победу в номинации «лучший спектакль». Автору же достался приз аудитории телеканала Arte, который в режиме Live транслировал все пять спектаклей.

Кульминацией и одновременно завершением оперной программы осеннего фестиваля CAFe стала премьера оперы Петера Этвеша «Леди Сарашина», поставленная в Академии Листа на сцене Камерного зала имени Георга Шолти. Музыка Этвеша оказалась поразительно красива той хрупкой красотой, что сияет неярко, как лунный свет. Тихие звоны челесты сплетались с бряцанием арф, резкие реплики флейт отсылали к звуковой эстетике гагаку. Это было полуконцертное исполнение с рассаженным на сцене Струнным оркестром Будапешта (дирижер - Гергей Вайда) и минималистичным оформлением, главным элементом которого стала большая двуспальная кровать.

Будапешт