Ариана Мнушкина поставила «Макбета» о Первой мировой войне

Живой классик европейского театра Ариана Мнушкина поставила «Макбета» Шекспира, думая о Первой мировой войне
Michèle Laurent

Театр дю Солей в Венсенском лесу не меняется с годами. Как всегда - очереди за (возможно) оставшимися билетами, самый необычный буфет в мире и лично Ариана Мнушкина на входе в роли контролера. Любая труппа удовлетворится таким внешним постоянством, но это не случай театра Мнушкиной, отмечающего в этом году полувековой юбилей. Здесь что ни постановка, то событие, готовая глава в историю европейского театра.

В «Макбете» Мнушкина в очередной раз обнажает театральное закулисье - гримерки доступны взгляду публики до и после спектакля, включая антракт, а декорации меняются с ощущением священнодействия, напоказ, с подчеркнуто хореографическими движениями рабочих. Действие перенесено в ХХ в., от 1910-х до эпохи компьютеров. Одежда - в диапазоне от английского колониального платья до современной военной униформы (костюмы Мари-Элен Буве). Первая мировая война стала исходной точкой для рассказа о возвышении и падении военачальника, решившего ускорить предсказания трех ведьм. Макбет в исполнении Сержа Николаи напоминает сошедшего с ума баловня фортуны. Его жена готова ради власти на любое преступление, но сама не выдерживает давления зла (леди Макбет играет Нирупама Нитьянандан - труппа интернациональна).

Как изображать тьму, да еще выглядящую абсолютной? Мнушкина далека от назиданий. «Показывать вещи означает уже их изменять, - говорит режиссер. - Прятать их - значит отказываться от изменений».

Она заново перевела Шекспира для спектакля. Язык стал современнее, ритм динамичен, как дизайн королевских комнат во втором акте. Герои смотрят по телевизору реслинг, синоним всего бессмысленного в жизни. Бессмысленна и битва за власть. Потраченные на нее силы лишают цель чистоты, остается лишь борьба за сохранение скипетра. Рано или поздно правитель проиграет, ложные ценности уничтожат его. Жаль, среди публики мало политиков, гурманское пиршество театра достается не им. Мнушкина - мастер пластических сцен, ткущих из звуков (композитор Жан-Жак Леметр), игры света и человеческих тел магический мир. Добро в них борется со злом, результат неочевиден. Но что театр побеждает не-театр, это ясно и до финальной паузы.

Спектакли - до марта 2015 г.

Париж