«Фабрика» отметила юбилей «Нотацией»

«Нотация» на «Фабрике» - выставка современного искусства о зрительных образах музыки.
«Калинка. Русская народная песня» Вадима Захарова/ С. Портер/ Ведомости

Выставкой «Нотация» центр «Фабрика» отметил свое десятилетие. Полное самоназвание институции звучит так: центр творческих индустрий. Но это не мешает арт-центру оставаться привлекательным для художников местом, где позволяют проводить разнообразные художественные опыты, невозможные в музейном или галерейном пространстве, а также в арт-кластерах с завышенными амбициями. Претенциозность легче перенести в названии, чем в деятельности, и центр 10 лет приносит пользу арт-сообществу.

«Нотация» юбилею «Фабрики» подходит. Эта выставка - попытка в большей степени, чем событие, и обозначение темы в этом случае важнее ее воплощения. В участниках - лучшие люди нашего современного искусства: почтенные, как Александр Панкин (с работами 1964 г.), новомодные, как Евгений Гранильщиков, а также солидные мастера: Юрий Аввакумов, Никита Алексеев, Вадим Захаров и Андрей Филиппов с ожидаемо красивыми выходами.

Каждый из художников остроумно ответил на задание куратора, а он, будем честны, на этой выставке - главный герой. Сергей Хачатуров не первый раз делает выставку, но кураторский его дар только рождается, когда искусствоведческий находится в самом расцвете.

Тончайший, глубокий и вдохновенный исследователь искусства и меломан, Хачатуров проблемой зримого воплощения звуков увлечен, как влюбленный ученый. Одно из лучших произведений выставки - написанный к ней текст, включающий во взаимоотношение зримых образов и звуков еще и слово. Он сделан с такой искусностью, что даже изумительные слова из «Египетской марки» Осипа Мандельштама не выглядят среди написанного Монбланом на равнине.

В этом поэтическом кураторском послании поминаются великие фламандцы и выставка в Лондонской национальной галерее «Вермеер и музыка. Любовь и отдых». Суровому неопрятному пространству «Фабрики» «Птичий концерт» Снейдерса не грозит. Здесь место скромной шутке с тем же названием Егора Кошелева. И музыка на выставке не про любовь и отдых, а конкретная. Сухо отбивают ритм метрономы, воспроизводя стук колес в работе Сергея Шутова, тихо звучит «Музыка для кусочков дерева» Стива Райха в минималистском видео Наталии Зинцовой. Зримый образ в ее работе создает элементарный детский конструктор.

До 28 февраля