Владимир Юровский исполнил незнакомого Чайковского и несуществующего Скрябина

Первая редакция «Ромео и Джульетты» поучительна, полная версия «Предварительного действа» грандиозна
В руках Юровского музыка становится воззванием/ Е. Разумный/ Ведомости

Чайковскому в этом году 175, Скрябина 100 лет как нет на свете. Казалось бы, музыку обоих юбиляров мы знаем, но исполнительский контекст может кое-что в этих знаниях поменять.

Для программы из Чайковского в Зале Чайковского Владимир Юровский отобрал вещи, написанные к пьесам Шекспира (соответствующую музыкально-литературную композицию составил знаток русской музыки Джерард Макберни). Вроде бы что может быть заиграннее увертюры «Ромео и Джульетта»? Но Юровский извлек на свет первую редакцию 1869 г., в которой уже звучат знаменитые темы, но предварены они иным вступлением и развиты в разработке иначе. В дополнение к увертюре Надежда Гулицкая (чистейшее сопрано, которое хочется слушать еще и еще) и Всеволод Гривнов спели дуэт Ромео и Джульетты в оркестровке Танеева, заставив всплакнуть оттого, что задуманную оперу Чайковский так и не написал.

Несправедливо редко исполняется симфоническая фантазия «Буря», а ведь в ней есть нетипичная для Чайковского картина моря с эффектом остановленного времени – даже немного похоже на водную стихию «Золота Рейна».

Музыка к трагедии «Гамлет» сопроводила чтение отрывков из пьесы актером Даниилом Спиваковским. Гулицкая прелестно спела песни Офелии, а бас Максим Михайлов изобразил Могильщика с черепом и бутылкой кефира в могучих руках. Хотя это сочинение Чайковского в основном компилятивно, Госоркестр сыграл его как дорогой оригинал.

А через день состоялось сенсационное исполнение «Предварительного действа» Скрябина в версии Александра Немтина. В России полная версия этого сочинения прозвучала впервые – инициаторами стали Дом музыки, где прошел концерт, и пианист Александр Гиндин, сыгравший сольную партию рояля. Пели Хор Свешникова, Любовь Петрова и все та же Надежда Гулицкая, на органе – Константин Волостнов, на сцене – Госоркестр в гигантском составе (семь труб и т. п.), над сценой – видеопроекции Марии Кононовой. В первом отделении – «Вселенная» и «Человечество» в общей сложности полтора часа, во втором – «Преображение», еще целый час.

Кто написал эту музыку? Местами Скрябин – звучали пространные куски из его поздних вещей. Кроме того, Скрябин оставил 53 эскиза. Композитор Александр Немтин работал над реконструкцией ненаписанной вещи с 1970 по 1996 г. Получилось произведение, с музыкальной стороны весьма однообразное – иногда кажется, что звучит один и тот же аккорд, выстроенный от разных басов и по-разному оркестрованный. Нередко мерещится «Весна священная» Стравинского – уж ее-то Немтин не мог не знать, как и Стравинский не мог не знать Скрябина. И все же это грандиозное сочинение – и не только в силу громкости. От двух авторов в нем слышен одновременно космический мистицизм Серебряного века и советский идеализм. Две войны XX в. не смогли разорвать эту связь. И сегодня «Предварительное действо» звучит как памятник всему прошлому столетию, не стремясь вписаться в концертный формат и заклиная мир тысячеголовым бессловесным воплем. Владимир Юровский и его сподвижники дали нам почувствовать утопическую высоту, с которой мы давно и незаметно для самих себя спустились на землю.