Стиль жизни
Бесплатный
Ольга Кабанова
Статья опубликована в № 4032 от 14.03.2016 под заголовком: Взгляд через очки

Музей А.С.Пушкина и галерея «Ковчег» открыли выставку «А еще в очках!»

Образ слабовидящих в искусстве раскрыт на ней фрагментарно, но симпатично

Выставка «А еще в очках!» в Государственном музее А. С. Пушкина относится к разряду не строгих научных, а артистично-развлекательных проектов и делится на две части. Первая, более солидная, собрана из самого музея и состоит из череды портретов очкастых литераторов и общественных деятелей XIX в. (в круг российских подданных тут затесался Франц Шуберт).

Среди них стоит отметить разве что прижизненный портрет Николая Гоголя – тоже в очках. Интересна и копия неизвестного художника с известного портрета Николая Гнедича Ореста Кипренского, где переводчик «Илиады» и сам молод и хорош, и очки у него интригующие – с четырьмя стеклами (еще два на дужках сбоку). В витринах покоятся изящные лорнеты, элегантные пенсне и исчезнувшие из употребления перламутровые трубки-одноглядки, похожие на располовиненные бинокли.

Вторая часть выставки собрана галереей «Ковчег» и по эклектичности, или разнообразию, даже превосходит музейную, хотя и здесь все экспонаты про очки и зрение. Немного живописи и карикатуры (в 20–30-е гг. очкарик толст и социально не симпатичен), очки больших писателей (Александра Солженицына в роговой оправе, на этикетке к скромным очкам Бориса Пастернака слово «роговые» взято в кавычки), рукопись «Авитаминозные поражения глаза» Е. Гольца, написанная в ГУЛАГе, орудия труда офтальмологов и стеклянные глаза-протезы. Картины и рисунки советских и современных художников, конечно же, попадают в тему – есть даже «Обнаженная в очках» (Карла Фридмана).

Выставка, составленная по столь формальному принципу, могла бы восприниматься только как милая и приятная затея даже с экспонатами из музея «Мемориала», но в одном месте она выдает трагедию.

Несколько корявых рисунков – человек, цветок, груша – почти потерявшего зрение Владимира Яковлева. И рядом с ними зарисовка взъерошенного очкарика, упершегося носом в бумажный лист. Почти шарж Кирилла Мамонова «Володя Яковлев рисует (Ясенево)» датирован, как и рисунки его модели, 1991 г. И когда понимаешь, чего стоили художнику маленькие робкие наброски, то вдруг остро чувствуешь, какое это счастье – видеть.

До 1 мая

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать