Люди Икс не признали отца

В кинокомиксе «Люди Икс. Апокалипсис» мутанты вступили в бой со своим древним прародителем
Прамутант (Оскар Айзек) похож сразу на нескольких суперзлодеев из комиксов последних лет/ kinopoisk.ru

Отношения мутантов чрезвычайно усложнились. Конечно, сценаристам и раньше приходилось по полфильма объяснять, кто все эти нелюди, что они умеют, чего хотят и за какие идеалы сражаются. Но теперь, после трех серий, предыстории с продолжением и двух отступлений про Росомаху, сюжет супергеройской эпопеи выглядит настолько запущенным, что для понимания происходящего на экране от зрителя тоже требуется какая-нибудь суперспособность. Ведь помимо «Людей Икс» у него в голове живет толпа «Мстителей», у которых тоже все ой как непросто, а недавно еще Бэтмен с Суперменом подрались.

А теперь представим сверхчеловека, который все это пропустил. «Люди Икс. Апокалипсис» – тот редкий случай, когда абсурдная мотивация суперзлодея, желающего разрушить мир, совершенно понятна. Обидно, да.

Фильм Брайана Сингера, снимавшего самых первых «Людей Икс» (2000) и вернувшегося к эпопее в «Днях минувшего будущего» (2014), начинается в Древнем Египте, где прародитель всех мутантов Эн Сабах Нур (Оскар Айзек) пытается загрузить свое вечное сознание в новое, более молодое тело. Но что-то идет не так, и супермутант оказывается на долгие тысячелетия замурован в фундаменте пирамиды. Пока в 1983 г. его случайно не выпускает оттуда сотрудница ЦРУ (Роуз Бирн) с неслучайным именем Мойра Мактаггерт (во-первых, мойрами в Древней Греции называли богинь судьбы, а во-вторых, идея, что во всем всегда виновато ЦРУ, довольно популярна в Голливуде). Посмотрев телевизор, причем сразу все каналы, Сабах Нур резонно делает вывод, что человечество недостойно существования, и начинает рекрутировать мутантов-помощников. Их должно быть четыре, по числу всадников Апокалипсиса, потому что Апокалипсис – второе имя Сабах Нура.

Телепат Санса

Среди новых персонажей «Людей Икс» выделяется юная телепатка Джин Грей в исполнении Софи Тернер, которую весь мир знает как Сансу Старк из «Игры престолов». Поэтому, когда она возвращает немного памяти несчастному Росомахе и тот убегает в заснеженный лес, хочется сказать: «Зима близко».

Трое (управляющая погодой Шторм, крылатый Ангел и владеющая телекинезом Псайлок) присягают Апокалипсису сразу. Четвертый – супермутант Магнето (Майкл Фассбендер), самый неоднозначный и рефлексирующий персонаж «Людей Икс», – весь фильм колеблется. Хотя Апокалипсис усиливает его способности человека-магнита, а в качестве аргумента против человечества переносит в Освенцим, который Магнето тут же в ярости превращает в пыль, потому что там сгинули его родители. Этот показавшийся критикам вздорным эпизод открывает ключевой конфликт новых «Людей Икс» – между исторической памятью и забвением. Если большинство предыдущих фильмов эпопеи были посвящены проблемам инклюзии сверхлюдей в человеческое общество (сторонников этого пути возглавляет супертелепат профессор Ксавьер (Джеймс Макэвой), гордых мутантов-бунтарей – Магнето), то в «Апокалипсисе» эта тема оставлена на обочине сюжета. А центральной становится попытка исторического реванша под лозунгом «Назад к пирамидам». Персонаж Оскара Айзека внешне выглядит клишированным суперзлодеем (эти тяжелые доспехи и шрамированное лицо мы видели не раз только за последние несколько лет), но по сути он гораздо менее тривиален. Про его суперспособности сказано, что Сабах Нур аккумулирует таланты всех мутантов, однако на деле его главная сила – воля к забвению, не случайно все, что он уничтожает, превращается в песок. Сабах Нур / Апокалипсис стремится стереть не только сегодняшнюю цивилизацию, но и все культурные слои под ней вплоть до фараонов. Предводитель сил добра профессор Ксавьер, напротив, приходит (хотя и не сразу) к идее возвращения памяти, какой бы болезненной она ни была. А посередине стоит Магнето, который многое хотел бы забыть (Освенцим, гибель семьи), а значит, принять сторону Апокалипсиса. Поэтому задача правильных мутантов – прежде всего Ксавьера и обладающей способностью к перевоплощениям Мистик (Дженнифер Лоуренс) – не дать Магнето окончательно расчеловечиться.

С темой памяти связан даже самый анекдотический эпизод «Апокалипсиса» – короткий, но чрезвычайно эффектный выход Росомахи (Хью Джекман). Бессердечные военные ученые, пытавшиеся сделать из парня с железными когтями супероружие, надели ему на голову шлем, напоминающий памперс, и стерли воспоминания, отчего Росомаха вконец озверел. И когда несколько новых учеников профессора Ксавьера выпустили его из плена, устроил такое, что остальные боевые сцены «Апокалипсиса» заметно померкли.

Их, разумеется, много. Нет, очень много. Потому что надо показать суперспособности всех персонажей, а их столько, что одно лишь перечисление имен заняло бы половину рецензии. Но пересмотреть хочется лишь две сцены, причем вторую, если честно, вы уже видели в предыдущей серии, только теперь мутант по имени Ртуть (Эван Питерс), умеющий замедлять время, делает это под аккомпанемент Sweet Dreams (Are Made of This) группы Eurythmics – сингл с этой песней вышел как раз в 1983 г., когда Люди Икс остановили Апокалипсис.