Статья опубликована в № 4322 от 17.05.2017 под заголовком: Дэмиен Херст, невероятный

В Венеции проходит выставка года «Сокровища затонувшего «Невероятного» Дэмиена Херста

Во время Венецианской биеннале она пережила второе открытие
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Выставка Дэмиена Херста «Сокровища затонувшего корабля «Невероятный» в Венеции открылась месяц назад и стала самым обсуждаемым событием мировой художественной жизни, ее суперзвездой. Фотографии впечатляющих экспонатов затопили интернет, а критики ведущих мировых изданий разразились рецензиями. В них было много больших чисел (стоимость производства – 50 млн фунтов, общая площадь – 5000 кв. м, вещей около 200, мелкие считаются оптом, цены – от 4 млн, высота одного из экспонатов – 18 м) и много снисходительности к «неуемным амбициям» и «безграничным финансам» Херста. Алайстер Сук из The Telegraph даже сострил, что поднятые, по легенде художника, из океана сокровища надо опять утопить. Что невозможно – наверняка многие уже проданы.

В дни открытия Венецианской биеннале выставка Херста, занимающая две принадлежащие Франсуа Пино территории – Палаццо Грасси и Пунта делла Догана, – пережила вторую волну бешеной популярности. Съехавшаяся на биеннале арт-публика не могла пропустить грандиозную выставку самого спорного и финансово удачливого современного художника, в таланте и значительности которого все еще сомневаются.

Безусловно, чтобы оценить «Сокровища затонувшего корабля «Невероятный», надо их увидеть все вместе. Лучше, конечно, доверившись автору, не надувая щеки и не фыркая «фейк», но уж кто как может. Если вы до сих пор считаете, что есть «хороший вкус», то можно заняться упреками в мегаломании и безвкусице. Хотя именно на этом проекте – а выставке предшествовало погружение всех экспонатов на дно океана, чтобы заснять их «спасение», – Херст показал и кич (как жанр), и совершенное благородство форм.

На выдуманном им затонувшем во II в. корабле раба-мецената Аматана хранились и прекрасные мраморные бюсты греческих богинь, и золотые египетские статуэтки, и невозможные артефакты всех утонувших во времени цивилизаций. Они не подделки и стилизации, а вольные фантазии художника на все, кажется, темы и сюжеты древнего мира, и нашего тоже. И также признание в любви к ним взрослого человека, не уставшего восхищаться музейными сокровищами.

Коммерческий гений

Дэмиен Херст очень рачителен, всякую идею и тему он эксплуатирует до конца – делает несколько версий и вариантов, очень и просто дорогих. Из его огромной выставки в Венеции можно сделать десяток больших и возить их по миру.

Хотя, возможно, правы и те, кто видит здесь только холодный расчет и манипуляцию нервной публикой. Если раньше Херст в своих сериях спекулировал на темы смерти и депрессий, то теперь использует мировое помешательство на древностях, музеях и романтических путешествиях, которое в Венеции явно обостряется. Но намерения автора не так важны, как восприятие зрителей – хотите, радуйтесь предлагаемой игре или выводите ее автора на чистую воду, доказывая, что вы взрослый и вас не провести.

В воображаемом музее Херста так же много сокровищ, как в настоящем большом, и там можно заскучать от обилия повторяющихся форм и сюжетов, но и вздрогнуть от красоты мраморной «Нефертити Рианны» или «Кати Иштар», открыть рот от изумления – как влез? – перед гигантским, во весь атриум Палаццо Грасси, безглавым исполином. Так же, как в настоящем музее, на выставке можно полениться разглядывать мелкие вещи в шкафах-витринах, но если это сделать, то увидеть те же продуманные фантазии.

Некоторые сокровища Херста подверглись «очистке» от водорослей и кораллов, другие пугают и смешат зрителя «наросшими» на них странностями. Среди обросших фигур-пугал есть и сам автор с Микки Маусом – какой художник не делал автопортретов и не наделял богов и богинь обликом своих современников.

В мире кино дорогие блокбастеры уважаемы, в мире художественном определение «Голливуд» нелестно. «Невероятный» Херста не может стать, как «Титаник» Кэмерона, и коммерческим, и творческим победителем. Почти все, что делает Херст, приносит ему славу и деньги. Хотя романтическая модель бедного гения или непризнанного творца-провидца давно не действует, да и большинство великих художников были оценены при жизни и не бедствовали. Творчество Херста все никак не оценят высоко, хотя и признают, что этот удачливый художник – выразитель нашего времени, современной культуры.

До 9 декабря

Венеция

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more