Арт-ярмарка BRAFA расширяет границы коллекционирования

В Брюсселе умеют видеть искусство
Каждый стенд продуман как выставка/ Ольга Кабанова

Брюссельская арт-ярмарка BRAFA – одна из старейших в Европе. Из года в год, не жертвуя респектабельностью, она неспешно меняется, следуя модным в художественном мире тенденциям. Без всякой иронии можно сказать, что буржуазность ее обаятельна – здесь не кичатся роскошью, но строго следят за качеством, дозируют эксперименты и чтут традиции. Это относится и к строгому отбору участников, и к оформлению залов и стендов, и к искусству, на них представленному. Ну и здесь все на продажу, все для коллекционеров – богатых и не очень.

Для BRAFA характерна эклектичность: на ней выставляют археологические древности, живопись старых мастеров и современных художников, скульптуру всех времен и народов, мебель, ткани, ювелирные изделия, серебро и бронзу. В этом году эклектика проникла и внутрь стендов. Большинство галерей, даже сохраняя специализацию, постарались на своей территории выставить вещи разного времени и места рождения. Что точно соответствует нынешней музейной моде делать выставки, сопоставляя несопоставимое, классическое искусство и современное, профессиональное и анонимное, произведения и артефакты. Тем подчеркивая единство творческих проявлений человека и отсутствие дискриминации в искусстве.

Самый яркий тому пример на ярмарке – стенд галереи Theatrum Mundi. В своеобразной кунсткамере рядом выставлены древнеегипетский саркофаг, анатомическая модель XIX в., скафандр космонавта Геннадия Стрекалова (высота – 155 см) 1990 г. и фигура Леонардо – анимационной черепашки-ниндзя из фильма того же года (высота – 167 см).

Но есть и более эстетские сопоставления. Например, Galеrie Gilgamesh рядом с антикварными предметами показала сделанные в старинной технике и натуралистическом стиле восковые композиции Натали Латур. В одной витрине стоит ее настольная скульптура в виде раскрытого граната (2500 евро), сделанная в прошлом году, и русская инкрустированная шкатулка XVIII в. (15 000 евро) – и хорошо смотрятся.

Но поскольку в антикварном мире важна стабильность, то многое на BRAFA остается неизменным. И только опытные коллекционеры могут заметить, что изменилось, например, у Florencе De Volder, представляющей старых голландцев во главе с обязательным Питером Брейгелем-младшим. Кроме того, что рядом с картинами появились лупы и увеличенные изображения старых полотен воспроизведены на огромных щитах.

Не изменились и амбиции участников. Самую большую выставочную площадь, как всегда, занимает Guy Pieters Gallery, но неожиданно на этот раз там совсем нет Яна Фабра, зато много места отдано Джулиану Шнабелю, художнику и кинорежиссеру, с его огромными картинами, «написанными» битыми тарелками, – очень эффектными. Там же, среди больших скульптур и объектов любимого бельгийцами Жан-Мишеля Фолона (самая высокая фигура «фирменного» человека в плаще и шляпе – 500 000 евро), можно увидеть немного классиков поп-арта. Небольшая изящная работа Энди Уорхола с изображением бутылок воды Perrier стоит 85 000 евро. Здесь же выставлены графика и объекты Христо, они, естественно, продаются. Но его инсталляция 1960-х «Три витрины» – произведение антикоммерческое и представлено отдельно, поскольку мастер обертывать здания, горы и острова в океане – почетный гость ярмарки.

Модернисты и классики современного искусства, как известно, ценятся сегодня дороже старых мастеров. Но священные для истории искусства имена вне конкуренции. Самое дорогое произведение на нынешней BRAFA – показанная галереей Klaas Muller «Диана и нимфы, охотящиеся на оленя». Диану и двух нимф написал сам Рубенс, а животных и пейзаж – Пауль де Вос и Ян Вильденс, картина оценена в 6 млн евро.

Но впечатляющие суммы для ярмарки не главное, она устроена для коллекционеров и не хочет отпугивать их ценами, предлагает варианты. Если галерея Boulakia неизменно демонстрирует отличного Шагала за пару-тройку миллионов, то Stern Pissarro начинает показ его работ с 1,2 млн евро за восхитительных «Жениха и невесту на красном фоне». Дальше идет более сдержанный «Букет на синем фоне» за 525 000 евро, за ним следует синяя гуашь за 160 000 евро, и так дело доходит до рисунка черными чернилами «Радуга» (75 000 евро), и он уже не кажется дорогим.

Кроме коллекционеров на ярмарку приходят зрители, они не собираются ничего покупать, им на BRAFA интересно.

Брюссель

До 4 февраля