Западный мир совсем одичал

Второй сезон фантастического сериала «Мир Дикого Запада» начался с горы трупов
Тедди (Джеймс Марсден) – одна из первых моделей ковбоя, а второй сезон как новенький/ HBO

Больше крови – выше рейтинг. Правило, рожденное «Игрой престолов», оказалось применимо и к другому амбициозному проекту канала НВО: первый сезон сериала «Мир Дикого Запада» закончился большой бойней, второй начинается с того, что выжившие пробираются среди трупов людей и машин (в терминологии сериала «гостей» и «хозяев» – guests и hosts). С другой стороны, кровавая черта, проведенная между двумя сезонами, закономерна: условия игры изменились.

Во-первых, из нее выбыл Энтони Хопкинс, исполнявший роль доктора Роберта Форда, создателя тематического парка, в котором имитируется жизнь Дикого Запада XIX в. и гости могут всласть наиграться в ковбоев. Хопкинс был заявлен лишь в 10 сериях (столько длится каждый сезон), а значит, его героя уже не починят. Это было бы скучно – повторение хода. Ведь у нас уже есть доктор Бернард (Джеффри Райт), который когда-то был человеком, а потом умер, но не совсем – и, слава генетике с робототехникой, доживет до конца сериала, даже если умрет еще несколько раз.

Во-вторых, похоже, исчезла главная интрига первого сезона – с двумя сюжетами, разнесенными во времени на 30 лет, о чем зрители должны догадаться лишь ближе к финалу. Хотя временные скачки наверняка еще будут, недаром же главная героиня – дочь фермера Долорес (Эван Рейчел Вуд) говорит, что теперь может видеть прошлое и будущее. Но фокус с двумя совершенно непохожими героями, которые оказались одним человеком (только в молодости и в старости), повторить будет трудно. Точнее, придумать что-то настолько же эффектное.

Другие фантастические сериалы апреля

«Легион» (Legion), 20th Century Fox Television, Marvel, 2-й сезон
В 2017 г. этот сериал претендовал на титул самого безумного телешоу: супергерой-шизофреник постоянно заставлял зрителей сомневаться в том, где, что и с кем происходит. Во втором сезоне с ходу тоже трудно понять, кто на ком стоял, и это хорошо. Плохо то, что сменилась манера съемки и монтажа. Если в прошлом году шизофрения и паранойя сюжета усугублялись маниакальными кубриковскими симметрией и перспективой, то теперь картинка стала более стандартной, а монтаж перестал быть одним из главных выразительных средств. То есть безумную историю начали рассказывать вполне обыденным языком.

«Переправа» (The Crossing), АВС, 1-й сезон
Фантастический поворот темы беженцев. На орегонский пляж выбрасывает массу непонятно откуда взявшихся людей. Выясняется, что они из будущего, где идет новая мировая война. Стив Зан играет местного шерифа, который пытается с этим как-то разобраться, хотя вопросом уже занялось ФБР. Начало выглядит вполне динамичным, сюжетная заявка – интригующей. Кстати, не так давно в сериале «Оставленные» (The Leftovers, 2014–2017) наблюдалась зеркальная картина: там необъяснимо исчезли несколько миллионов людей. Как прозорливо заметил М. В. Ломоносов, ежели где чего убудет, то умножится в другом месте непременно.

«Сирена» (Siren), АВС, 1-й сезон
Рыбаки поймали русалку, но главная героиня не она, а сестра, которая отправилась на ее поиски и ходит по земле ногами. Навыки общения у нее зачаточные, внешность диковатая, но магнетическая, сила нечеловеческая. Действие разворачивается в приморском городке, где давно ходили легенды о русалках, и вот выясняется, что сказки не врут. Сериал сделан довольно топорно – даже вполне простодушная «Форма воды» Гильермо дель Торо раскрывает тему отношений людей и амфибий куда занимательней.

В-третьих, сбылась мечта Человека в черном (Эд Харрис). Если раньше гости могли вступать в перестрелки с хозяевами без малейшего риска для здоровья, то теперь все по-честному: роботы могут дать сдачи. Больше того, машины и люди поменялись ролями – охота пошла на гостей. Как и обещал исполнительный продюсер сериала Джонатан Нолан, люди перестали быть протагонистами.

То есть нас и прежде больше занимали чувства машин, но в первом сезоне роботы только пробуждались, а теперь, осознав свою природу, сломали сценарий создателей и обрели свободу воли. Или ее иллюзию – возможно, именно это будет ключевым вопросом второго сезона.

Во всяком случае, одна из главных бунтовщиц – хозяйка борделя Мейв (Тенди Ньютон) обнаруживает, что «побег» – всего лишь название ее нового сценария. И теперь ей нужно решить, что в ней более настоящее: любовь к дочери (то есть имплантированное воспоминание; хотя где-то в парке есть и реальная девочка) или стремление к свободе (тоже заложенное программой).

В итоге первая серия рискует разочаровать даже самых преданных зрителей: декорации в основном остались прежними (ну ладно, добавилось море), загадок стало гораздо меньше. А главное, исчезло то мерцание на границе сновидения и яви, когда еще не знаешь, где ты и кто ты. Теперь-то они знают всё. Или думают, что знают.

Но есть другие миры, кроме этого. Westworld – не единственный тематический парк. Рядом – средневековая Япония, мы туда ненадолго зашли. И, похоже, скоро кругом будут беженцы. Мир сдвинулся, границы стали проницаемы, а иначе откуда на Диком Западе взялся бенгальский тигр. Говорят – «из зоны 6» (а в романе-первоисточнике Майкла Крайтона зон было всего три). Так что, возможно, это будет сезон смешанных единоборств: ковбои против самураев, римляне против инопланетян, Чужой против Хищника, доктор Фауст против Шерлока Холмса, Незнайка против Пеппи Длинныйчулок. Пепперштейна на них не хватает.