Если бы Павел Теплухин ушел из "Тройки" год назад, он бы ушел как небожитель

Уйди Павел Теплухин из созданной им управляющей компании «Тройка диалог» два года назад, ни у кого бы не возникло вопросов. Уходит победитель и небожитель. Руководитель лучшей российской управляющей компании.

Сейчас ситуация кардинально другая. Слова основного владельца «Тройки» Рубена Варданяна «Теплухин построил устойчивую компанию: все проблемы относятся к 2008 г., доходность 2009 г. более чем достойная, ситуация стала гораздо более спокойной» не убеждают. В рейтинге Investfunds.ru, оценивающего фонды по объемам чистого привлечения средств, ПИФ «Добрыня Никитич» в декабре и по итогам года занимает непочетные последнее и предпоследнее места – деньги из фонда только утекали. Третье место с конца занимает УК «Тройка диалог» и по агрегированному показателю всех фондов за год – из компании ушло 1,6 млрд руб.

Менеджеры «Тройки» на протяжении 2008–2009 гг. часто говорили, что в оттоке клиентов нет никакой проблемы: если у всех идет отток, то вполне естественно, что от лидера рынка денег уходит больше, чем от конкурентов.

Неблестящие показатели розничного бизнеса «Тройки» – не единственная проблема. Не раз мне и моим коллегам приходилось слышать жалобы от состоятельных людей, доверивших деньги подразделению по работе с крупными частными клиентами «Тройки» и потерявших большую часть вложений. Кто говорит, что хотел забрать деньги летом 2008 г., но не смог этого сделать, поскольку компания их не отдавала, кто утверждает, что пытался дозвониться до Теплухина, но тот не отвечал на звонки. Предложение написать об их проблемах понимания не встречало – люди готовы говорить только анонимно и предлагают расследовать все самостоятельно.

Газете удалось найти очень мало клиентов компании, обратившихся в суд. Так, например, поступила Наталья Комарова, доверившая «Тройке» около 9,4 млн руб. и потерявшая 90% этих денег. Она утверждала, что компания нарушила инвестиционную декларацию и давала ей недостоверные отчеты. В суде ей пока доказать свою правоту не удалось. Однако на прошлой неделе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении УК по заявлению четырех клиентов, включая Комарову.

Остальных недовольных можно понять: неприятно, если по итогам суда или разбирательств ФАС их имена станут публичными. Могут и коллеги посмеяться и вопрос задать: почему же такой видный инвестбанкир доверил деньги «Тройке» и не забрал их вовремя? А если клиент – крупный чиновник? Нельзя допустить, чтобы инвестиции в «Тройку» стали достоянием общественности.

Несложно также представить, что люди, не идущие в суды, пытаются решать вопросы, как это у нас принято, другими средствами. А пожаловаться и тем более погрозить Варданяну в такой ситуации самое милое дело.

И тут уже становится неважным, что российский рынок обрушился в 2008 г. и избежать потерь не удалось никому. Теплухин прочно ассоциируется с «Тройкой», и после его ухода компания может заявить: то, что в прошлом, – это дела Теплухина, а теперь мы строим новый бизнес.