Как выходить из неловких ситуаций

От неловких ситуаций никто не застрахован. Например, на многолюдном совещании вас застигли врасплох – задали вопрос, на который вы сию минуту не знаете, что ответить. Как вести себя при этом?

Кто-то может поставить вас в неловкое положение лишь в том случае, если вы ему это позволите, – говорит Майк Лейблинг, автор книги How People Tick («Как функционируют люди»). – В школах и университетах нас поощряют за умение быстро найти правильный ответ, поэтому люди привыкают вечно тянуть руку. Более вероятно, что на работе вас будут поощрять за толково поставленные вопросы, а не за быстрые ответы».

Ник Смоллман, управляющий директор консалтинговой фирмы Working Voices, рекомендует: «Важно не впасть в панику, а спокойно подыскать решение».

Так как же вести себя, если вдруг приходится обнаружить собственное незнание? «Если вы понимаете, что не можете ответить на вопрос, не стоит блефовать и отвечать наугад, – говорит Смоллман. – Честно скажите, что вам известно, а что – нет. Говорите ясно и прямо». Еще один вариант поведения – попытаться выиграть время или задать собеседнику встречный вопрос: а что бы он сделал в такой ситуации?

По мнению Лейблинга, худшее в таких ситуациях – безнадежные попытки оправдаться, когда человек продолжает что-то лепетать, а все вокруг думают: ну когда же он замолчит? Если ситуация осложняется, все равно надо оставаться спокойным, это делает вашу позицию сильнее. В крайнем случае сгодится извинение с просьбой взять тайм-аут.

А что если вы чувствуете в поведении собеседника злонамеренность? Вариантов тут много. В частности, как советует Смоллман, можно задать встречный вопрос: «Чем вызвано ваше любопытство?» Вы можете даже перейти в контрнаступление, хотя, как предупреждает Бен Уильямс, эдинбургский специалист по корпоративной психологии, таким образом можно нажить себе врага. Иногда вас ставят в неловкое положение, чтобы выручить кого-либо другого, уточняет Лейблинг.

Важно, чтобы такие ситуации случались не часто. Постарайтесь разобраться с недоразумением самостоятельно, действуя рассудительно и взвешенно. Как правило, осмысления ситуации бывает достаточно. Если же недоразумения становятся регулярными, проблему надо решать всерьез. «Только предварительно убедитесь, что другие ваши коллеги смотрят на ситуацию так же, как и вы», – заключает Лейблинг.