России требуется дополнительная подготовка инженерных кадров

Государство в партнерстве с работодателями намерено переподготовить не меньше 15 000 инженеров. Впервые Министерство образования озаботилось нехваткой и низкой квалификацией инженеров настолько серьезно, но основные расходы по программе все равно лягут на работодателя

Весьма вероятно, что до конца 2011 г. Министерство образования утвердит трехлетнюю программу софинансирования переподготовки инженерных кадров, рассказал заместитель директора департамента стратегического развития Министерства образования РФ Михаил Попов. По его словам, за три года в программах переподготовки должны принять участие не менее 15 000 российских инженеров. Программа будет построена по принципу частно-государственного партнерства. Министерство образования готово финансировать вплоть до 50% затрат работодателей на обучение инженеров. На эти цели из бюджета министерства может быть выделено до 200 млн руб. в 2012 г., до 350 млн руб. в 2013 г. и до 200 млн руб. в 2014 г.

Участвуют тандемы

Участвовать в программе смогут тандемы, состоящие из работодателя, готового принять ответственность за результаты переподготовки и профинансировать по крайней мере 50% затрат, и аккредитованного учебного заведения (не обязательно вуз), которое совместно с работодателями разработает программу переподготовки. В 2012 г. министерство проведет творческий конкурс таких программ, рассказал Попов. Победители конкурса получат государственное финансирование, уточнил Попов.

На переподготовку специалиста министерство готово выделить до 30 000 руб., на стажировку инженеров на российских предприятиях – до 100 000 руб., а на стажировку за рубежом – до 300 000 руб., рассказал он. По предварительным планам за счет бюджета в стажировках смогут принять участие лишь около 20% инженеров, проходящих переподготовку. Ограничений, которые министерство собирается накладывать на разработчиков программ, совсем немного, утверждает Попов. Главное ограничение – программы должны укладываться в одно из пяти приоритетных направлений модернизации российской экономики (медицина, энергосбережение, развитие космических и телекоммуникационных систем, а также информационных технологий) и быть заблаговременно обеспеченными материально-технической базой. Попов считает разработанную программу первой моделью по-настоящему эффективного взаимодействия между работодателями и вузами по образовательной компоненте.

Программу разрабатывали несколько месяцев, рассказал Владимир Сапунцов, директор института непрерывного образования НИТУ МИСиС. Изначально министерство хотело финансировать ее на 100% из бюджета (так же как и примерно пять лет назад похожую программу подготовки управленческих кадров), утверждает он. Но в результате дискуссий остановились на варианте частно-государственного партнерства (затраты 50 на 50).

По словам Сапунцова, предварительный вариант программы, с которым он знаком, не делает различий между московскими и региональными учебными заведениями. Но у московских вузов выше и уровень подготовки, и уровень затрат, да и рыночные позиции сильнее. Если стоимость курсов будет примерно одинаковой, это будет работать на московские учебные заведения, поскольку их выберут предприятия-заказчики. Институт непрерывного образования взаимодействует с крупными российскими работодателями, говорит эксперт, но выход на десятки новых потенциальных заказчиков очень интересен. Правда, решать, участвовать ли институту в конкурсе министерства, Сапунцов будет лишь после того, как узнает окончательные детали организационной и финансовой модели проекта.

Есть чему учить

Интересная программа, говорит Леонид Кузнецов, исполнительный директор Hyundai. Компания отправляла российских производственников в Чехию и Корею для изучения производственных процессов Hyundai и ранее, отмечает он. Потребность в дополнительном обучении инженеров, работающих на производственных мощностях компании в России, несомненно, есть. На стажировки можно было бы отправить от нескольких десятков до 200 человек в год, утверждает он. Повышать квалификацию инженеров планируют и на других заводах той же компании. О том, чтобы кто-то из автопроизводителей обучал чему бы то ни было сотрудников конкурентов, Кузнецову не известно. В то же время внутри самой Hyundai есть производственные площадки, где найдется чему поучить даже лучших мировых специалистов по автопрому, убежден он.

На российском заводе «Фольксваген груп рус» в Калуге программа вызвала интерес. Компания, которая традиционно уделяет повышению квалификации инженерного персонала большое внимание, приветствует государственную инициативу финансирования в данной области. «Фольксваген груп рус» готова рассмотреть возможность участия в программе после ее официального объявления и оглашения условий, утверждает Ян Йираско, начальник команды повышения технической квалификации отдела обучения компании.

Денег надо больше

В программе «MBA – производственные системы» Высшей школы бизнеса МГУ уже сейчас предусмотрены две стажировки на российских производственных предприятиях, рассказал старший преподаватель школы Вячеслав Болтрукевич. Такие стажировки заметно отличаются от экскурсий, утверждает он: длятся они от 7 до 14 дней и за это время происходит подробное знакомство с опытом развития производственной системы предприятия. Стажировки уже сейчас очень востребованы, говорит Болтрукевич, хотя они и не могут служить полной альтернативой традиционному образовательному процессу.

Механизм проведения творческого конкурса учебных программ пока не определен, говорит директор по кадрам ОАО «АвтоВАЗ» Николай Сидоров. Да и планируемую сумму средств, выделяемых на дополнительное обучение инженеров, следовало бы увеличить, учитывая потребность в квалифицированных кадрах, считает он.