Как выпускник "Сколково" научился продавать бижутерию через интернет

Инвесторы не только готовы вкладываться в творческие проекты, но даже открывают школы, в которых обучают бизнесу будущих креативных предпринимателей
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
juvalia.ru
Креатив сейчас важнее

«Бывает так, что человек творческого склада далек от бизнеса и непрактичен. Но тогда он может взять в партнеры опытного предпринимателя. И вместе у них все получится», – говорит Полехин. К сожалению, добавляет он, чаще встречаешь предпринимателей, которые знают, как коммерциализировать идею, но сами к креативу не способны.

Если компания продает «приземленный» товар, например заводское оборудование, ее конкурентным преимуществом будет цена. Но в креативном бизнесе важно увлечь клиентов и собственных сотрудников продуктом компании, передать им свои эмоции и чувства, полагает австриец Кристиан Граггабер, основатель, гендиректор и совладелец фирмы по производству и продаже бижутерии Juvalia & You. «Я сам очень тесно общаюсь с клиентами. И для этого учу русский», — говорит он.

От бизнеса к творчеству

Граггабер — глобальный менеджер, один из тех, кто всю жизнь кочует из страны в страну, меняя компании и сферы деятельности. Он окончил факультет миланского Университета Боккони и Массачусетский технологический университет, долгое время работал в подразделениях южно-африканской компании Mondi Group в разных странах. И вдруг решил приехать в Москву и поступить в бизнес-школу «Сколково». Впрочем, разумная причина для этого была. «Я решил, что хочу пожить в России, потому что еще в средней школе учил русский и в 1999 г. провел одно лето в Москве. Кроме того, я мечтал стать предпринимателем, а в “Сколково” как раз делают акцент на подготовке будущих предпринимателей», — объясняет Граггабер.

В «Сколково» Граггабер получил нужные знания, обзавелся связями и познакомился с инвесторами. Первым его предпринимательским опытом стала онлайн-галерея современного искусства, которая, впрочем, не выросла в большой проект. Он снова стал встречаться с инвесторами, и совместно у них родилась идея открыть компанию по выпуску и продаже бижутерии. «Я пять лет прожил в Милане, увлекся там модой и научился ценить прекрасное. Считаю, что преуспеть могут только те, кто любит свое дело и тот продукт, который предлагает клиентам. В бизнесе я всегда следую своей интуиции и вкусу, а не ищу сиюминутной выгоды», — говорит Граггабер.

И все же, несмотря на «души прекрасные порывы», Граггабер остается грамотным менеджером, который правильно выстраивает стратегию продаж. Его бизнесу три месяца, но уже к концу 2012 г. предприниматель планирует выручить $2 млн, а к концу 2013 г. увеличить эту цифру в 10 раз.

Для начала Граггабер нашел инвесторов — российскую компанию Fast Lane Ventures, немецкий бизнес-инкубатор Springstar и еще один индийский бизнес-инкубатор. Сумму первоначальных вложений он не раскрывает. Доля инвесторов составляет более 50%, у Граггабера сейчас менее половины акций.

У компании Juvalia & You четыре подразделения: в России, Германии, Бразилии и Индии. Дизайн разрабатывается в Германии, производство находится в Китае и Индии. Впрочем, специальные коллекции для России, выпуск которых обычно приурочен к российским праздникам, Граггабер помогает разрабатывать сам.

По словам Граггабера, уникальность Juvalia & You на российском рынке состоит в модели продаж. Это так называемые прямые продажи, или сетевой маркетинг, но в новом варианте, который отличается от традиционной схемы, применяемой в «Гербалайфе» или Oriflame. Бизнес компании сосредоточен в интернете. Все заказы осуществляются только онлайн. Продажи идут либо через интернет, либо на шоу и вечеринках, которые устраивают стилисты — продавцы компании. Стилистом может стать любой. Для этого нужно зарегистрироваться и приобрести за 2990 руб. папку начинающего стилиста, включающую обучающие материалы, образцы коллекции и пароль доступа в собственный онлайн-бутик, где можно продвигать и продавать в онлайн-режиме продукцию компании. Каждый стилист-продавец получает 25% комиссионных с продаж. Стоимость бижутерии варьируется от 600 до 6000 руб. «Прямые продажи через интернет — последний мировой тренд в бизнесе. Мы принесли его в Россию и надеемся, что модель окажется удачной и на российском рынке», — говорит Граггабер.

«Мы считаем, что бизнес-модель Juvalia & You в целом уникальна для российского рынка, — соглашается Марина Трещева, гендиректор Fast Lane Ventures. — Она предлагает новую технологию социальных продаж, которые сочетают в себе прямые продажи, электронную коммерцию и элементы розничной торговли. Мы считаем, что она крайне перспективна».

От бюрократов — в Альпы

В России предприниматель жалуется только на две проблемы: засилье бюрократии и трудности с поиском кадров. «Мне нужны люди с предпринимательским складом характера, умением взять на себя ответственность и высокой скоростью выполнения работы. Но таких днем с огнем не сыщешь. Я провожу по 10 собеседований в неделю — и далеко не всегда удачно», — жалуется он.

По оценкам Fast Lane Ventures, объем российского рынка бижутерии вкупе с рынком прямых продаж в интернете составляет сейчас $6 млрд (по $3 млрд каждый). Но Граггабер уверяет, что не чувствует конкуренции. «Мы продаем только в интернете и сейчас активно выходим в регионы», — объясняет он. Для дальнейшего развития он ищет еще одного инвестора, но не российского, а международного.

«Я хочу сделать Juvalia & You крупной компанией. А когда поставлю ее на ноги, уеду из России в какую-нибудь другую страну делать другой проект, — говорит предприниматель и добавляет: — Просто я любознательный. Не люблю стабильность и обожаю приключения». Впрочем, одна стабильная привязанность у Граггабера все же есть. Это австрийские Альпы. «Так скучаю по горам, что готов летать в Австрию на выходные, лишь бы их увидеть», — улыбается он.

От творчества — к бизнесу

В отличие от Граггабера жительница Лондона Угона Хостен никогда не хотела стать предпринимателем. Она была успешным криминологом и состояла на госслужбе. Но однажды женщина отправилась навестить свою семью в Нигерии, и ей вдруг понравились женские аксессуары с африканскими узорами и принтами, которые она нашла в нигерийских магазинах. Хостен сразу смекнула, что никогда не видела подобного товара в Лондоне. И ей захотелось познакомить британцев с красивыми и необычными предметами женского гардероба.

По возвращении в Великобританию Хостен пошла учиться кройке ткани в Колледж искусств и дизайна св. Мартина. Но так и не смогла после этого открыть бизнес. «У меня было четкое представление о том, что я хочу сделать. Но я не знала, как рассказать об этом инвесторам. Мне не хватало коммерческих навыков, знаний о партнерах, дистрибуторах и оптовиках», — признается она.

Весной нынешнего года Хостен поступила в школу для креативных стартапов, основанную в Лондоне предпринимателем и инвестором Дугом Ричардом. Школа открылась в прошлом году. Тогда Ричард сказал в интервью: «С 2009 г. креативный сектор растет в Великобритании в 2 раза быстрее, чем другие отрасли. Но, с моей точки зрения, ему не уделяют столько внимания, сколько молодым высокотехнологичным компаниям». А ведь предприниматели, создающие креативные компании, как никто другой, нуждаются в помощи, так как не разбираются в бизнесе. «Чтобы стать коммерчески успешными, они должны понять, по каким правилам живет и работает мир бизнеса», — пояснил Ричард. В его школе сейчас обучается 61 будущий предприниматель. Эти люди планируют создать компании в сфере дизайна и моды, кондитерского искусства и теле- и радиовещания. Хостен очень рада, что поступила в школу Ричарда. Она говорит, что чувствует себя теперь увереннее и готова открыть собственный бизнес.

В России сейчас больше всего создается IT-стартапов и молодых компаний в сфере высоких технологий, но креативный бизнес тоже развивается. «У нас такие проекты есть», — утверждает Виталий Полехин, руководитель клуба инвесторов «Сколково». С его точки зрения, у креативных стартапов есть большое преимущество: предприниматели, продвигающие такие проекты, страстно влюблены в то, что они делают. Для инвестора это хороший знак. Увлеченный человек будет ночами не спать, но добьется результата. А значит, в такой проект можно бесстрашно инвестировать средства, считает Полехин.

В том же духе высказывается еще один креативный предприниматель, дизайнер Дэниел Восовик, который недавно был принят в бизнес-инкубатор Centre for Fashion Enterprises, созданный для поддержки молодых предпринимателей Лондонским университетом искусств. «Не хочется пускаться бегом, прежде чем научишься ходить. Я понимал, что не готов еще открыть бизнес, и хотел постигнуть премудрости торговли до того, как создам собственный бренд», — говорит Восовик. «Сегодня у креативных компаний есть все условия для развития и роста. Такого раньше не было, — делится наблюдениями Кристин Хелм, директор Design Enterpreneurs NYC, некоммерческой организации, способствующей развитию экономики штата Нью-Йорк. — Поэтому любому креативному предпринимателю так важно быть, с одной стороны, творческой личностью, которая парит в облаках и рождает необычные идеи, с другой — грамотным предпринимателем и управленцем, который двумя ногами стоит на земле».

Использованы материалы FT

Эта публикация основана на статье «Полцарства за творца» из газеты «Ведомости» от 24.08.2012, №159 (3173).

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more