Россияне предпочитают «работать на дядю»

Российские исследователи из Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) изучают предпринимательство в России в составе российской команды международного проекта Global Entrepreneurship Monitor (GEM) с 2006 г. и значительного прогресса не наблюдают. «Боюсь, скоро изучать будет нечего», – утверждает Ольга Верховская, доцент ВШМ СПбГУ. Дело в том, что Россия стабильно занимает одно из последних мест в мире практически по всем параметрам предпринимательской активности и заметных улучшений пока добиться не удалось.

Подавляющее большинство россиян (93%) не только не относят себя к предпринимателям, но и не рассматривают этой возможности, показали результаты очередной волны глобального исследования, объявленные вчера. Из тех же, кто планирует заняться предпринимательской деятельностью, лишь 30% рассчитывают в конечном итоге добиться успеха или улучшения условий жизни, утверждает Верховская. У большинства же смешанная мотивация – или, другими словами, начиная свое дело люди в России не очень хорошо представляют, чего хотят, говорит она.

Доля вынужденных предпринимателей (т.е. тех, кто не видит других способов обеспечить свое существование) всего за год выросла почти на 10 процентных пунктов и достигла кризисных значений (40% от всех предпринимателей), утверждают исследователи. При этом лишь 19% тех, кто предпринимательством не занимается, считают, что у них есть потенциальные возможности открыть собственное дело. Большинство таких возможностей просто не видят. Если раньше значительная доля российских предпринимателей стремилась к росту – в частности, к увеличению числа сотрудников хотя бы до 20 человек, то теперь доля таких оптимистов снизилась до 0,4% опрошенных россиян.

Возможно, дело в том, что на российском рынке труда стало проще найти работу, утверждает Верховская, а «работа на дядю», по мнению россиян, дает более стабильный доход.

В России на предпринимательскую активность влияют сравнительно высокий и постоянно растущий уровень занятости в бюджетной сфере, низкая эффективность политики поддержки предпринимательства, неблагоприятные для микро- и малого бизнеса изменения в налоговой политике, отсутствие интереса (или возможностей) у муниципального самоуправления и у субъектов РФ к поддержке предпринимательства, говорил ранее Александр Чепуренко, профессор, научный руководитель лаборатории исследований предпринимательства НИУ ВШЭ.

В исследовании GEM 2012 г. приняли участие 198000 человек из 69 стран мира, в том числе 3541 россиянин. На страны GEM приходится 74% населения планеты и 87% мирового ВВП. Самую высокую предпринимательскую активность показали Африка и Латинская Америка. В этом нет ничего удивительного, предпринимательская активность обратно пропорциональна размеру ВВП, отмечают исследователи.

В 2012 г. впервые исследователи GEM заинтересовались ролью мигрантов в предпринимательстве. Оказалось, что в большинстве случаев приезжие чаще становятся предпринимателями, чем местные жители. Да и амбиций у приезжих, как правило, больше. В инновационно-ориентированных экономиках 20% приезжих предпринимателей планируют создать 10 или более рабочих мест (против 14% местных жителей), в эффективностно-ориентированных – 25% против 16% и в ресурсно-ориентированных – 23% против 9%.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать