ФБК: 300 млрд руб. ежегодно теряет экономика России из-за общения работников в соцсетях

По экспертным расчетам, самые большие потери от активности россиян в соцсетях несут финансовые компании
Fotolia / PhotoXPress.ru

В прошлом году российская экономика потеряла от 281,7 млрд до 311,5 млрд руб. от активности россиян в социальных сетях в рабочее время, подсчитали аналитики аудиторско-консалтинговой компании ФБК.

В оценках эксперты исходили из того, что к концу 2012 г. число россиян - пользователей социальных сетей достигло 51,8 млн человек (хотя есть и более высокая оценка – 57,8 млн). По данным исследования СomScore, в 2012 г. россияне проводили в социальных сетях в среднем 25,6 минуты в день (12,8 часа в месяц), в том числе и на работе.

Согласно расчетам ФБК, за 2012 г. каждым активным в соцсетях работником было потеряно 3187,2 минуты, или 53,1 часа, рабочего времени. Аналитики ФБК рассчитали нижнюю и верхнюю границы возможных потерь - исходя из структуры пользования соцсетями работниками разных отраслей и по средним значениям для экономики в целом: в нижней границе размер экономического ущерба составил 281,7 млрд руб., в верхней – 311,5 млрд руб.

«Конечно, это примерная оценка. Для того чтобы назвать точные цифры, необходимо детализированное исследование аудитории соцсетей, данные о времени, проводимом в них представителями каждого сегмента аудитории, данные о размере заработных плат таких работников и так далее. Тем не менее наша оценка позволяет судить о масштабе потерь», - поясняет директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. По его мнению, нецелевое использование рабочего времени имеет вполне определенные экономические потери: работодатель фактически оплачивает «сидение» работника в соцсети). "Согласно некоторым (небесспорным) исследованиям, это ведет к существенному снижению производительности труда - чтобы восстановить производительность труда после перерыва, необходимо более 20 минут», - говорит Николаев.

С подходом коллег в оценке роли соцсетей не вполне согласен гендиректор компании "Экопси консалтинг" Павел Безручко. Он напоминает, что рекрутеры, рекламщики, представители других отраслей бизнеса сегодня активно используют соцсети для общения с партнерами и поиска новых клиентов. На его взгляд, блокировать соцсети в отраслях, где в подобных коммуникациях нет особой нужды, не стоит: "Вы перекроете каналы в рабочей сети - люди выйдут в соцсеть через телефон или планшетный компьютер". Безручко советует увлекать людей работой, с тем чтобы тем не хотелось терять рабочее время на развлечения.

Оценивая структуру использования соцсетей работниками разных отраслей, эксперты ФБК приходят к выводу, что наибольший экономический ущерб причинили те, кто трудится в сфере финансов и операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (67,9 млрд руб.), на втором месте работники образования (39,8 млрд руб.), на третьем – государственного управления и обеспечения военной безопасности и социального страхования (36,6 млрд руб.). Самые незначительные экономические потери - от активных в соцсетях россиян, занятых сельским и лесным хозяйством (0,9 млрд руб.).

«Относительно аналогичных оценок по США и Великобритании в России экономические потери от соцсетей выглядят не такими уж большими (ежегодные потери экономики США от социальных сетей оцениваются в 650 млрд долларов). Но если сравнивать с некоторыми расходными статьями федерального бюджета, российские потери очень велики. Они сравнимы с годовыми ассигнованиями на поддержку транспорта или с половиной расходов федерального бюджета на образование», – отмечает Николаев.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать