Российскому бизнесу мешает не бюрократия, а кадровый голод

Уверяют исследователи из «Грант Торнтона»
А. Таранин

Чиновники и бюрократия уже не главное зло, на которое жалуются предприниматели. «Еще пять лет назад в правительственных кабинетах на предпринимателей и сотрудников компаний могли накричать, выставить их за дверь, а сейчас уважительное отношение стало нормой, - говорит Михаил Гончаров, управляющий сетью быстрого питания «Теремок». - Дошло до смешного - один раз я ушел из кабинета чиновника с небольшими подарками для развития сотрудничества, а второй раз - с очень интересными рекомендациями деловой литературы и советами, как улучшить систему качества».

Жить стало проще

Беспокойство по поводу бюрократии, которая 10 лет была самой острой проблемой для российского бизнеса, к концу 2014 г. снизилось до исторического минимума, выяснили исследователи из «Грант Торнтона», опросив респондентов в 34 странах мира, включая Россию. Если в I квартале года чиновников считали причиной своих бед 42% бизнесменов, то в третьем - уже 22%.

«В последнее время мне часто доводилось общаться с главами департаментов правительства Москвы и области, начальниками отделов, а моим сотрудникам - с чиновниками рангом пониже, - рассказывает Гончаров. - Налаживать полноценное общение с власть имущими стало проще. Я бы сказал, что на уровне руководителей произошла смена элит и подходов, смена парадигмы. Я вижу, что меня понимают и хотят помочь. И при этом никаких намеков на коррупционные процедуры». Многое сделано для упрощения процедур, понятнее стали правила игры, сократилось время на всевозможные согласования, убежден Гончаров: «И главное, не надо бояться - нужно просто записываться на прием, общаться, но при этом понимать, что государство не богадельня и если вы что-то просите, то не всегда вам могут помочь без проведения конкурсов, а после того, как вы уйдете, на ваше место придет еще один бизнесмен и тоже будет просить о том же».

Пережитки КГБ

Компания «Доктор на работе», которая управляет социальной сетью для врачей, в этом году впервые почувствовала, что давление бюрократии на бизнес снизилось, говорит Станислав Сажин, ее совладелец: «С 1 января мы перешли на электронный способ общения с налоговой инспекцией и другими органами. Через электронные системы мы подаем отчетность, запрашиваем данные, даже регистрируем новые юридические лица». Это очень удобно. «Мы перешли на электронный оборот с некоторыми клиентами и подрядчиками, а без изменений в законах это не было бы возможно, - уточняет Сажин. - К тому же мы получили государственные льготы по разным направлениям, поэтому наш бизнес стал более рентабельным».

Впрочем, давление государства усилилось с другой стороны, замечает он: «Новые законы о персональных данных вынудили нас поддерживать инфраструктуру и в России, и за рубежом». Усилившиеся требования к обработке пользовательского контента привели к увеличению расходов на обработку и хранение данных примерно на 150 000 руб. в месяц. «Все это кажется пережитком времен КГБ: мы не понимаем, зачем государство осознанно вынуждает нас, небольшой бизнес, увеличивать дополнительные расходы, не приносящие при этом толком никакой пользы ни нам, ни нашей аудитории, ни государству», - сетует Сажин.

Заманить в стартап

Главным же препятствием на пути развития бизнеса российские предприниматели считают экономическую нестабильность (35%), нехватку квалифицированных кадров и финансирования (по 31%), выявил опрос «Грант Торнтона». Впрочем, экономическая нестабильность сейчас гораздо меньше волнует наших предпринимателей, чем год назад.

Именно кадровый голод стал главной проблемой для бизнеса, убежден Сажин. В компании «Доктор на работе» работает 28 человек. И при этом 13 вакансий не закрыто. Привлекать сильные кадры в небольшую компанию стало сложно. Мало кто в условиях кризиса согласится выбрать маленький амбициозный стартап вместо того, чтобы пойти работать, например, в «Яндекс» или Mail.ru, объясняет Сажин: «Рост безработицы в низкооплачиваемых профессиях, кажется, никак не отразился на позициях инженеров-разработчиков, управленцев, экспертов в фармацевтической отрасли. Хотя мы предлагаем зарплаты выше рынка, кандидатов все равно намного меньше, чем вакансий».

Самые дефицитные для «Доктора на работе» - разработчики сайта и мобильных приложений. Не хватает пяти человек. Второе «неприкрытое» направление - это работа с клиентами. «Сейчас у нас почти 100 клиентов, 15 из которых - крупнейшие фармкомпании мира. И у нас явно не хватает людей, чтобы работать с ними, - перечисляет Сажин. - Такие специалисты редки, компании за них конкурируют, поэтому искать приходится по два-три месяца». Остро не хватает руководителей приложений и сайтов. «Сейчас мы ищем, например, менеджеров, которые могли бы взять на себя руководство мобильными приложениями для пациентов. Для России эти направления новые, программ обучения для них нет, поэтому поиск пока успехом не увенчался», - жалуется Сажин.

Зато в сети «Теремок» кадрового голода не ощущают. «С каждым годом на рынке становится все больше квалифицированных специалистов любого профиля, - убежден Гончаров. - Их просто надо уметь искать. Кроме того, мы и сами обучаем наших сотрудников в процессе работы». Готовые специалисты на блюдечке и по свистку - это утопия, добавляет он. «По моим ощущениям, до лета 2014 г. все было довольно хорошо, но осенью подросли кредитные ставки. И наверное, это самое главное изменение», - резюмирует Гончаров.

По прогнозам PwC, в ближайшие пять лет основные проблемы частного и семейного бизнеса в России останутся прежними - все та же экономическая нестабильность и сложности с привлечением ключевых специалистов.