Менеджмент
Бесплатный
Елена Горелова
Статья опубликована в № 3904 от 27.08.2015 под заголовком: Мать менеджмента

Грубость в офисе так же заразительна, как грипп

Но вводить санкции против хамства в России – не выход

Тему хамства и грубости на работе в мире изучили со всех сторон, подсчитав даже, сколько компании теряют из-за враждебной атмосферы в офисе. Исследователи из США сравнивают грубость с гриппом, который заражает весь коллектив и лишает людей возможности эффективно работать. Разработаны целые программы по борьбе с агрессивным поведением сотрудников.

В России все иначе. Но 89% россиян считают, что мрачная и враждебная атмосфера в офисе мешает работать, выяснила компания Online Market Intelligence (OMI), которая по заказу «Ведомостей» изучила масштаб проблемы.

100 руб. за слово

Есть целые индустрии в России, в которых мат - традиция, освященная временем, к примеру строительство или энергетика. "Или погрузка-разгрузка тяжелых и неудобных предметов, работы с использованием тяжелого ручного труда. Наверное, трудно с этим что-то сделать в один момент - взять и запретить. Не уверена, что получится, да и надо ли это делать?" - замечает Марина Ничипоренко, старший консультант компании Wyser Russia (кадровый холдинг Gi Group).

В российских компаниях без грубой атрибутики зачастую вас не воспринимают как равного, считает Светлана Комарова, ведущий консультант Formatta: «Попробуйте поговорить с прорабом в формате «Я не совсем удовлетворен качеством выполненных работ, не могли бы мы обсудить эту тему и прийти к взаимопониманию».

Однако работодатели в России ступают на этот скользкий путь и пытаются бороться с грубостью, вводя санкции и запреты. «У моих знакомых в крупной производственной компании за мат на совещании людей штрафовали – по 100 руб. за слово, – рассказывает Комарова. – И народ платил за каждое, даже случайно вылетевшее словцо. Для этого в кабинете была специальная ваза. На одном из совещаний директора по производству довели до белого каления. Он встал, вынул 2000 руб., засунул в вазу со штрафными и сказал все, что думает по поводу организации процессов». Так что наказание рублем и правила, которые можно обойти, – не панацея.

«Вытравить мат какими-то штрафами невозможно: когда я ругался с начальством, то делал это именно в таких выражениях», – рассказывает Евгений Родин, директор Центра управления и права.

Полезная грубость

Попытка отменить корпоративное хамство при хамствующей верхушке – прожектерство и профанация, убеждены эксперты. Но как реагировать на грубость сослуживцев? Только грубостью либо игнорированием, что не всегда возможно в условиях совместной работы, считает Родин: «Грубость начальства обычно терпят или увольняются, а грубость подчиненных по отношению к начальству большая редкость, хотя иногда она полезна. Работая в разных компаниях, я периодически посылал руководителей, которые меня доставали. После этого они переставали меня доставать».

Цена вопроса

Цена грубости, царящей в коллективе, подчас оказывается огромной. Американская компания Cisco Systems, например, посчитала, что из-за грубостей и обид она теряет в год до $8,3 млн. Эта цифра выведена с учетом общего оборота компании, падения производительности труда сотрудников после производственных ссор и подсчета времени, потраченного на урегулирование конфликтов и ожидание новых стычек.

«Я встречала прекрасных руководителей, которые позволяли себе крепкие выражения просто для обозначения градуса своего настроения, – говорит Ничипоренко. – В таком случае нужно просто понимать, что так есть и готов ли ты лично с этим иметь дело». Она приводит в пример сильного гендиректора крупной компании, умело применяющего мат и крик: к новым сотрудникам сначала приглядывался, давал месяц на притирку, а потом уже раскрывал все свои эмоциональные и лексические особенности: «Это и письма, в которых он оценивает результаты работы, не стесняясь в выражениях, рассказывает, что с этим сотрудником случится, если вдруг план не будет выполнен, и совещания, где он очень эмоционально может кричать и помогать себе ненормативной лексикой. Но все подчиненные его очень любят, ценят как настоящего профессионала. Но может быть и простое бытовое хамство, и обычно оно прилагается к невысокому профессиональному уровню – иметь с таким человеком дело просто неприятно».

Вежливость сверху

Другая популярная стратегия борьбы с грубостью, пришедшая с Запада, – пропаганда дружелюбия. 32% россиян подтверждают, что в их компании есть корпоративные правила, поощряющие дружелюбие, вежливость, конструктивную критику и запрещающие нецензурную лексику, показал опрос OMI.

Шесть лет назад в группе компаний «Стинс коман» появился свод корпоративных правил поведения, в формулировке которых принимали участие сотрудники, говорит Ирина Слесарева, вице-президент по HR и маркетингу компании. Среди 11 правил есть такие: «Уважай себя и других!», «Профессионал не суетлив», «Ошибки прощаются, бездействие – никогда». Правила вывесили в офисе на правильном месте – на лестничном пролете между третьим и четвертым этажом, где люди ходят каждый день в столовую или в переговорную и невольно цепляют их взглядом. Сработал эффект 25-го кадра – правила прижились в коллективе, утверждает Слесарева.

Марина Лебедева, менеджер по персоналу «JTI Россия», рассказывает, что в ее компании все новые сотрудники подписывают кодекс поведения, который запрещает агрессивное поведение, угрожающие или бестактные высказывания в адрес коллег. Также под запрет попали грубые шутки, пренебрежительные реплики, расистские суждения, замечания сексуального характера. Неприемлемым считается унижение сотрудника: например, запрещено указывать на его ошибки или недостатки в присутствии других, объясняет Лебедева. Если у работника произошел неприятный случай, о котором он не хочет сообщать руководству, он может обратиться в независимый комитет по соблюдению корпоративных норм, который находится в головном офисе JTI. Но пользуются ли сотрудники российского подразделения этой возможностью, в компании не знают, поскольку вся информация анонимна.

Вирус хамства

Невоспитанность, проявленная на рабочем месте, заразительна и чревата неприятными последствиями для эффективности работы, утверждают исследователи из Университета Флориды. Грубость одного человека распространяется в рабочем коллективе быстрее гриппа – тот, кого оскорбили, сам начинает общаться с окружающими агрессивней.

Грубость действительно распространяется как вирус: если в компании появился хам, вскоре такое поведение становится нормой в общении не только с коллегами, но и с клиентами, знает Алексей Аверьянов, директор по персоналу Ecco Shoes, член некоммерческого партнерства «Эксперты рынка труда».

Исследователи из Флориды провели три эксперимента. Как водится, жертвами стали студенты. Профессора воссоздали ситуацию, когда на опоздание коллеги работники реагируют замечаниями вроде «Как вообще можно так опаздывать?! Ты что, больной, что ли?». Исследователи обнаружили, что остальные подопытные не только быстро начинали копировать такое поведение, но и не в силах были сознательно отследить момент заражения негативом, говорит Тревор Фолк, ведущий автор исследования: «Если кто-то вел себя грубо со мной, велика вероятность, что в следующем разговоре я буду тоже груб – даже если передо мной уже другой человек. Ответ на чужую грубость – грубить самому».

Человек мало что может сделать, чтобы снизить уровень грубости посторонних, продолжает он, возникает цепная реакция, рабочая атмосфера ухудшается, эффективность труда падает. «Речь не только о чувствах, – подводит итог Фолк. – Грубость по отношению к коллегам влияет на показатели компании».

Если сотрудник вынужден пересекаться по работе с грубияном, ему следует придумать способ общения с ним, рекомендует Светлана Куличева, руководитель индустриального направления «Империи кадров». Зачастую хамящие люди ждут ответной реакции – не стоит поддаваться на провокации, играть в игру «сам дурак». Рано или поздно хам оказывается в эмоциональной изоляции, с ним не хотят общаться, заключает Куличева.-

В подготовке статьи участвовал Антон Осипов