Белорусские студенты воплотили в России английскую мечту

Виктор Зубик и Никита Сизиков сделали ставку на терминалы и не прогадали
Виктор Зубик (на фото слева) и Никита Сизиков надеются на заказы от частного бизнеса/ Е. Разумный/ Ведомости

Бизнесом Зубик занялся, еще будучи студентом Московского университета машиностроения (МАМИ), в своем родном городе – белорусском Новополоцке. На первом курсе он устроился официантом в московский ресторан, за два месяца заработал 100 000 руб. и решил потратить их на поездку в Лондон – на краткосрочные языковые курсы, хотя всегда мечтал на первую зарплату купить мотоцикл. В Европе Зубик обратил внимание на то, какой популярностью пользуются терминалы самообслуживания: они стояли в каждом магазине, аптеке, банке, отеле. Родная Белоруссия на этом фоне казалось дикой страной: например, мобильную связь жители Новополоцка оплачивали на почте, стоя в очереди и заполняя от руки квитанции. Захотелось изменить ситуацию, а заодно освоить еще никем не занятую нишу, вспоминает Зубик.

Стать партнером по бизнесу он предложил однокурснику. В январе 2011 г. они зарегистрировали в Белоруссии фирму, сложились по $5000 (все их накопления на тот момент) и купили у одного белорусского производителя четыре терминала. Думали, на родине сервис быстро оценят, но первого клиента – компанию, согласившуюся этот терминал установить, – нашли только спустя полгода. Это был торговый центр. Потом появился еще один клиент – сеть магазинов, директор которой сначала установил один автомат «ради эксперимента», а потом, увидев, как выросли продажи, позвонил предпринимателям и попросил обставить терминалами все свои точки. Бизнес пошел в гору, но в 2011 г. в Белоруссии случился кризис, и спустя некоторое время предприниматели решили переместиться в Россию.

Честный гостендер

В Москве Зубик позвонил знакомому по ресторанному бизнесу Никите Сизикову и предложил вместе заняться новым делом. В России рынок платежных терминалов в 2012 г. уже активно развивался, и заниматься просто куплей-продажей этих устройств Зубику было неинтересно: хотелось собирать терминалы самостоятельно, придумывать новые решения для клиентов. Сизиков, согласившись стать партнером, оформил на себя банковский кредит в 1 млн руб. Эти деньги молодые люди потратили на то, чтобы снять в аренду 70 кв. м под сборку терминалов, закупить комплектующие и нанять двух техников и двух менеджеров по продажам. В середине 2013 г. предприниматели зарегистрировали фирму «Инвенд», 51% которой сейчас принадлежит Зубику, а 49% – Сизикову. Прежний компаньон Зубика вышел из бизнеса, уступив свою долю партнерам в обмен на несколько терминалов.

Что за рынок

3 млрд руб. в год – так оценивает емкость рынка терминалов самообслуживания компания «Передовые системы самообслуживания»
493 компании занимались продажей терминалов самообслуживания в России в начале 2015 г., по данным Magram Market Research. Из них 52 позиционировали себя как производители. Их общая проблема – тотальная зависимость от зарубежных поставок комплектующих, из-за чего цены терминалов с января 2014 г. по июль 2015 г. выросли на 85%

Весь 2013 год компания занималась тем, что собирала и продавала платежные автоматы. Уже через год инвестиции окупились.

В сентябре 2014 г. предприниматели стали участвовать в гостендерах. «Мы честно, без всяких откатов, выигрывали по два-три тендера в месяц на сумму от 300 000 до 1,5 млн руб. – делали инфокиоски для госучреждений, «электронные очереди» для многофункциональных центров (МФЦ)», – рассказывает Зубик. Компания взялась бы и за более дорогие заказы, до 10 млн руб., но тогда не обойтись без кредита, обслуживание которого съест всю маржу, объясняет он. В 2014 г. оборот компании составил около 51 млн руб. Заработать сразу много денег помог частный клиент – компания по продаже платежных терминалов, которая купила у предпринимателей 400 автоматов на 30 млн руб. Еще для одного заказчика предприниматели сделали на собственной материнской плате терминалы для автомоек самообслуживания.

Снизить издержки

Производство росло (в 2013 г. компания ежемесячно выпускала до 30 терминалов, а к концу 2014 г. – 50), и бизнесу требовалось в разы большее помещение. С начала 2015 г. «Инвенд» переехал в технопарк «Слава» у метро «Калужская» – уже на 210 кв. м. «Место удобное, здесь много технических проектов, и всегда можно найти подрядчика», – говорит Зубик. Выпускать опытные образцы корпусов предпринимателям помогает расположившаяся по соседству компания, которая занимается металлообработкой, а сами заказы они размещают на калужском металлообрабатывающем заводе «Контур». Управлять производством, удаленным от Москвы на 100 км, непросто, зато это на 25–30% его удешевляет, поясняет Зубик: прежде всего, за счет более низкой стоимости труда и оптовых закупок металла (не все московские предприятия, с которыми вел переговоры предприниматель, закупают металл в больших количествах, что увеличивает не только стоимость, но и сроки производства). «Инвенд» работает с калужским предприятием по договору контрактного производства, причем исполнитель предоставил компании возможность отсрочки платежа на месяц и не ставит жестких условий по размеру заказов. «Есть устная договоренность, что мы обязуемся поставлять на завод заказы не меньше чем на 50 единиц в месяц, но, если количество автоматов будет меньше, их все равно сделают», – говорит Зубик.

Европейские планы

Теперь «Инвенд» мечтает выйти на европейский рынок. Для этого их устройства должны быть брендированы и красиво оформлены. В этом году «Инвенд» уже выпустил под собственной маркой два вида автоматов: инстаматы (фотокиоски для печати фото из Instagram) и специальные терминалы для отелей, которые позволяют забронировать номер в гостинице и получить от него карту-ключ. Конкурировать с иностранцами предприниматели рассчитывают ценой. Так, терминалы самообслуживания для автозаправок в Европе в 3 раза дороже российских, хотя по функционалу ничуть не лучше, утверждает Зубик (цена его автоматов начинается от 70 000 руб.). С западными производителями труднее договориться и о доработке под индивидуальные требования, особенно когда речь идет о небольших заказах, добавляет Сергей Арзуманов, директор по развитию компании «Передовые системы самообслуживания».

Дизайн на 50% повышает стоимость производства корпуса терминала и на 10% – конечного продукта, но по мере расширения производства себестоимость будет снижаться, надеется Зубик. «Мы не стремимся делать много разных решений: большой выбор отвлекает клиента и удорожает производство, – объясняет он. – Будем выпускать 2–3 вида терминалов, но в большом количестве – от 100 в месяц». Сейчас рентабельность его бизнеса составляет 20%, но в следующем году предприниматели намерены увеличить ее на 5–10%.

Выйти из очереди

В скором времени работать с банками и МФЦ будет неинтересно, говорит Зубик: почти в каждом уже установлены и «электронные очереди», и платежные терминалы. В конце 2015 – начале 2016 г., по прогнозам Magram Market Research, производство платежных терминалов в России сократится на 60% из-за переизбытка подержанных автоматов: в сентябре – октябре они стоили чуть более 30 000 руб., а новые – в пределах 110 000 руб.

К концу 2017 г. этот сегмент начнет восстанавливаться, но былых темпов развития (до 15% в год) уже не будет: большая часть плательщиков уйдет в интернет, говорит директор департамента финансовых и социально-экономических исследований Magram Market Research Мария Любимова. В начале 2013 г. интернет-банкингом пользовалось 53% клиентов банков, а в конце 2014 г. – уже 67%. Основные заказчики информационных терминалов – государственные и муниципальные органы, и здесь, по прогнозу Magram Market Research, будет рост, пусть и небольшой.

Автоматизировать можно любую сферу – транспорт, ритейл, индустрию развлечений, ресторанный бизнес, оптимистичен Арзуманов: «В той же розничной торговле начали появляться электронные витрины. И даже в банковском бизнесе еще есть поле для внедрения новых технологий – например, видеобанкинг».

В этом году 50% продаж «Инвенда» приходятся на «электронные очереди», 25% – на инфокиоски и еще столько же – на частные заказы в сфере самообслуживания (терминалы для отелей, школ, автомоек и т. д.). В следующем году, надеется Зубик, до половины заказов будут обеспечивать частные клиенты из новых сфер.