Fiat Chrysler потратит миллиарды на образование дилеров

Таким образом автоконцерн пытается минимизировать кадровые риски, возникающие из-за бума на авторынке США
В США спрос на автомобили Fiat Chrysler приближается к рекордному уровню/ Fiat Chrysler

Концерн Fiat Chrysler предлагает бесплатное образование в частном коммерческом университете примерно 700 000 сотрудников, работающих в компаниях – дилерах Fiat Chrysler, а также членам их семей, чтобы остановить текучесть персонала в шоурумах и сервисных центрах. Это редкий пример для отрасли, ведь компенсации продавцам и специалистам по техобслуживанию обычно выплачивают владельцы дилерских сетей, а автопроизводители – офисным сотрудникам и рабочим автозаводов.

В США спрос на автомобили приближается к рекордному уровню, и на этом фоне ежемесячные продажи Fiat Chrysler растут уже почти пять лет. Но в компании обеспокоены, что постоянная текучесть кадров в 2635 ее дилерских центрах может негативно отразиться на их результатах. Поэтому Fiat Chrysler совместно с Университетом Страйера, штат Вирджиния, запускает программу Degrees@Work.

По словам Эла Гарднера, отвечающего за развитие дилерских сетей концерна, об этом попросили сами дилеры, для которых дать персоналу больше возможностей получить образование – важный вопрос. «Речь не только о том, чтобы удержать имеющихся людей или переманить их у дилеров Ford или Nissan, но и о привлечении новых людей в этот бизнес», – говорит Гарднер. Также концерн будет оплачивать получение других ступеней образования, включая магистратуру. Гарднер не стал раскрывать ожидаемые расходы Fiat Chrysler.

Расходы придется поделить

Получение степени бакалавра в Университете Страйера стоит $58 000. Основную часть расходов берет на себя Fiat Chrysler, но дилеры тоже должны участвовать в финансировании программы. Автоконцерн не называет сумму затрат, но, если в программе примут участие все 700 000 сотрудников дилерских компаний, расходы могут исчисляться десятками миллиардов долларов.

Согласно сведениям Национальной ассоциации автодилеров (NADA) за последние три года выросла текучесть кадров в дилерских центрах в США. По ее данным, в 2014 г. по всем должностным позициям ушло с работы 39% сотрудников. Причем среди продавцов-консультантов и работников сервис-центров – основных сотрудников дилерских центров – этот показатель составил 72 и 55% соответственно.

Тем не менее у программы Fiat Chrysler тоже есть риски. Так, после завершения обучения сотрудников могут переманить другие дилеры или они вообще могут сменить отрасль. Концерн начал тестировать программу в мае в 130 дилерских центрах. В число дилерских компаний, подписавшихся на участие в программе Fiat Chrysler, входит и компания Arrigo Dodge Chrysler Jeep Ram во Флориде, и ее владелец Джим Арриго утверждает, что программа помогает повысить лояльность и улучшает моральное состояние сотрудников. «Нет лучше способа прямо обратиться к сотруднику и сказать, что этим мы пытаемся ему помочь», – говорит Арриго. По словам Арриго, по программе занимается уже 20 сотрудников его центра. Свояченица Арриго Катерина Уотсон работает администратором в другом дилерском центре и недавно завершила седьмую неделю занятий. «Для меня эта программа очень важна, потому что мне одной расходов на обучение не потянуть», – говорит 50-летняя Уотсон.

Часть учебного плана будет посвящена автомобильной отрасли и потребностям Fiat Chrysler, отмечает Карл Макдоннел, гендиректор Strayer Education, созданной в 1996 г. для привлечения капитала для Университета Страйера. Также курсы будут включать изучение маркетинга, поведения потребителей и информационных технологий.

Похожие программы есть и у других автопроизводителей, в том числе General Motors, но концерн не оплачивает полностью высшее образование для сотрудников дилеров. Кроме того, сеть кофеен Starbucks предлагает оплату четырехлетнего обучения в колледже всем сотрудникам, работающим более 20 часов в неделю, а также членам семей ветеранов и действующим резервистам армии США. А в июне 2015 г. подобную программу для своих 55 000 сотрудников, работающих в режиме полной или частичной занятости, запустила компания Anthem, занимающаяся медицинским страхованием.

WSJ, 22.11.2015, Алексей Невельский