РЖД рекомендовано привязать вознаграждения менеджмента к закупкам

Исследование экспертного совета при правительстве выявило недостатки в закупках корпорации
РЖД стоит усилить работу с поставщиками и выстроить систему подготовки и повышения квалификации специалистов по закупкам, говорится в сообщении пресс-службы/ Е. Разумный/ Ведомости

Увязать размер вознаграждения сотрудников с качеством выполнения обязательств по закупкам и включить этот пункт в положение о закупках РЖД порекомендовал менеджменту компании Михаил Абызов, министр по вопросам открытого правительства, говорится в сообщении пресс-службы министерства.

В 2015 г. закупки у малого и среднего бизнеса РЖД сократились с 136,81 млрд до 93,11 млрд руб. по сравнению с 2014 г. и доля небольших поставщиков в закупках тоже уменьшилась – с 18 до 16%, по информации, приведенной на сайте РЖД в разделе «Тендеры».

РЖД стоит усилить работу с поставщиками и выстроить систему подготовки и повышения квалификации специалистов по закупкам, говорится в сообщении пресс-службы. Пока же около 33% поставщиков РЖД сталкиваются с трудностями: задержкой оплаты, несвоевременным предоставлением документов со стороны РЖД, затягиванием сроков приемки продукции, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на опрос, проведенный экспертным советом при правительстве России. Более чем у 50% поставщиков были сложности с формированием пакета документов, которые надо подавать в составе заявки. Примерно столько же поставщиков сталкивались с отклонением заявок.

Доходы правления РЖД

По данным ежеквартальных отчетов РЖД, вознаграждение 25 членов правления в 2014 г. составило 1,4 млрд руб., а в 2015 г. 23 члена правления получили 1,6 млрд руб.

Абызов рекомендовал РЖД проанализировать причины высокой доли отказов и улучшить работу с поставщиками, в том числе для повышения качества их заявок. «Для малого и среднего бизнеса нужны простые пояснительные материалы, чтобы им было легче войти в эту систему, а затем уже повышать свою квалификацию. Иначе может получиться, что продукция у компании хорошая, а заявка оформлена неправильно – и она не проходит», – отметил Абызов. Еще одна проблема – высокая стоимость сотрудничества с РЖД. В большинстве случаев цены договоров при закупках компании выше среднерыночных на 20–30%, а в одном случае завышение достигает 99%, по итогам предварительного экспресс-анализа, проведенного экспертным советом при правительстве.

К 15 марта РЖД вместе с экспертным советом по поручению Абызова должны подготовить план работы по улучшению системы закупок. При работе над положением о закупках рекомендуется, в частности, проанализировать данные о ценах в сравнении со среднерыночными и постараться их снизить «без ущерба для качества продукции». Представитель РЖД сообщил лишь, что компания сотрудничает с экспертным советом и ОП и всегда учитывает мнение экспертов в совершенствовании закупочной деятельности.

Предлагаемые меры – увязать премии менеджеров РЖД с выполнением квот на госзакупки – вряд ли приведут к изменению их принципов работы, считает Дмитрий Несветов, член совета московского отделения «Опоры России». В России в 2015 г. более 95% закупок осуществлялось на неконкурентной основе, более 40% – у единственного поставщика, по данным Анастасии Муталенко, замруководителя проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки». Также в прошлом году снизилось количество закупок крупных заказчиков у предприятий малого и среднего бизнеса, цитирует «Интерфакс» слова Муталенко. Систему госзакупок в России административным давлением сверху не изменишь, убежден Несветов. Нововведения, скорее всего, вызовут у чиновника желание их обойти любым способом – например, формально соблюсти правила, разбив заказ на более мелкие лоты, но получатель денег останется, по сути, одним и тем же. Доходы менеджеров больших корпораций складываются из очень многих составляющих и вряд ли выполнение квот по госзакупкам у малого и среднего бизнеса заметно повлияет на их зарплаты, убежден Несветов.