Статья опубликована в № 4117 от 15.07.2016 под заголовком: Смайлики в деловой переписке

Деловую переписку все чаще украшают смайлики

С их помощью руководители, например, смягчают тональность писем подчиненным

Всего за несколько лет значки эмодзи, установленные на большинстве смартфонов, в программах для переписки в чатах и по электронной почте, стали неотъемлемой частью коммуникации, в том числе и деловой переписки.

Больше половины опрошенных в ходе недавнего исследования признались, что используют эмодзи в рабочей переписке. Респондентами опроса, проведенного OfficeTeam, филиала Robert Half International, стали более 660 менеджеров и рядовых сотрудников. Использование смайликов на работе чаще одобряют менеджеры, чем рядовые работники, выяснили исследователи. Эти маленькие забавные картинки могут играть неожиданно серьезную роль – определять эмоциональную тональность делового общения.

Исследователи из трех университетов Скандинавии в июле 2014 г. опубликовали в Journal of Computer-Mediated Communication работу, посвященную роли смайликов в деловой переписке. Проанализировав более 1600 электронных писем, отправленных сотрудниками трех различных скандинавских компаний, исследователи выяснили, что люди чаще всего используют в письме символ :) («улыбка»), обращаясь с просьбой к кому-то из коллег.

Согласно данным опроса руководители прибегают к эмодзи, в частности к изображениям улыбающихся лиц, для смягчения повелительного тона своих запросов и распоряжений, стремясь казаться менее авторитарными и более близкими к подчиненным.

Эмодзи на высшем уровне

В пристрастии к эмодзи в деловой переписке были замечены и такие высокопоставленные пользователи интернета, как Хиллари Клинтон. В 2012 г. после приобретения нового смартфона BlackBerry Клинтон написала одному из помощников: «Вопрос такой: где в этом новом BlackBerry смайлики?»

Сотрудники, использующие эмодзи в деловом общении, прежде всего стремятся показать получателям письма, как именно следует его трактовать, утверждают исследователи. Для такой же цели в деловой переписке часто используют восклицательные знаки, поскольку письменное изложение обычно более сжато и менее эмоционально, чем устное.

Жаклин Уитмор, автор книги по деловому этикету, рекомендует тщательно взвесить тон рабочего сообщения, прежде чем вставить туда смайлик. Использовать эмодзи, по ее мнению, допустимо в переписке с хорошо знакомыми коллегами, а с боссом – только если он первым прислал вам смайлик или другую картинку.

Всегда важно помнить, кто является получателем вашего сообщения, советует Уитмор. Изображение подмигивающего привидения может вызвать симпатии коллег, но вряд ли произведет приятное впечатление на клиентов. По мнению Уитмор, в деловой переписке лучше всего ограничиться смайликами – различными вариантами изображений улыбающихся лиц. Следует избегать любых изображений, указывающих на гнев или романтические чувства. «Учитесь обходиться без этих символов, используйте их только в качестве акцентов. Если сомневаетесь – лучше не надо», – рекомендует Уитмор.

Эмодзи ничем не отличаются от жаргонных выражений, считает Кент Грейсон, профессор в Kellogg School of Management Северо-Западного университета. «Возможно, на вашем рабочем месте допустимо употреблять жаргонные слова, потому что атмосфера в коллективе довольно непринужденная. В противном случае надо избегать таких выражений, чтобы не быть неверно понятым или заподозренным в легкомыслии», – говорит Грейсон.

Перевела Надежда Беличенко