Статья опубликована в № 4185 от 19.10.2016 под заголовком: Открытые офисы выходят из моды

Компании разочаровались в открытых офисных пространствах

Но к традиционной планировке возвращаться все же не хотят
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Шумные открытые офисные пространства уже стали привычной рабочей средой, но теперь компании начали пересматривать свое отношение к ним. Результаты многих исследований подтверждают, что открытые офисные пространства могут негативно влиять на самочувствие сотрудников и производительность труда. В итоге компании начали устраивать в офисах звуконепроницаемые комнаты и тихие зоны, а также делать перепланировки, чтобы угодить сотрудникам, которые не хотят, чтобы их отвлекали от работы.

Как отмечает Дэвид Лерер, исследователь из Калифорнийского университета в Беркли, отсутствие в офисе мест, где можно спокойно поговорить, – очень распространенная проблема. Сотрудники, работающие в офисах с открытой планировкой, менее удовлетворены своей работой, чем работающие в традиционных офисах, добавляет Лерер.

Две идеи

Известны две основные концепции открытых офисов: по одной у каждого работника есть собственное небольшое рабочее место в общем открытом пространстве, по другой – собственных столов у сотрудников нет, они работают там, где в данный момент есть свободное место. Каждая из этих концепций используется не менее чем в 20% офисов.

Тем не менее компании не торопятся возвращаться к традиционным планировкам офисов с отдельными столами и закрытыми кабинетами – отчасти по экономическим причинам: традиционные офисы дороже. Вместо этого компании делают перепланировки, чтобы выделить в открытых пространствах приватные зоны.

Работодатели долго колебались, прежде чем принять культуру открытых офисных пространств. Первыми это сделали технологические компании, такие как Google, а необходимость сокращения издержек во время финансового кризиса 2008–2009 гг. заставила многие другие компании последовать за ними – в пересчете на одного сотрудника открытый офис обходится на 50% дешевле традиционного.

Однако довольно скоро работодатели столкнулись и с недостатками открытых офисных пространств. Оказалось, что сотрудники, работающие в открытых офисах, чаще берут больничный. Проведенное в Швеции в 2014 г. исследование, участниками которого стали более 1800 работников, показало, что работающие в открытых офисах берут больничные в 2 раза чаще своих коллег, работающих в офисах с традиционной планировкой. Исследователи объяснили это распространением болезнетворных микробов в открытых офисах и большим уровнем стресса от работы там. Участники исследования, работающие в открытых офисах, также жаловались на невозможность сосредоточиться и в целом демонстрировали меньший уровень удовлетворенности условиями труда.

Теперь работодатели вновь осознают, что люди должны работать плодотворно, говорит партнер архитектурной фирмы Fennie + Mehl Нед Фенни. Один из клиентов Fennie + Mehl, Silicon Valley Bank, решил отойти от концепции открытых офисных пространств после многочисленных жалоб сотрудников на отсутствие мест, где можно спокойно поговорить с глазу на глаз или провести неофициальную встречу. С 2012 г. банк начал выделять в своих офисах приватные зоны, в том числе так называемые «телефонные будки», где могут поместиться один-два человека, и небольшие комнаты для совещаний. Кроме того, количество стульев в офисах банка теперь вдвое превосходит количество работников – таким образом, сотрудники получают больше свободы в выборе места для работы в каждый момент времени. Сотрудники Silicon Valley Bank могут работать как за собственным столом, так и в общей зоне офиса. За последние четыре года банк отремонтировал существующие офисы таким образом, что приватных зон стало больше в 60% из 42 офисов банка. По словам директора банка по обслуживанию зданий Тома Суро, сотрудники отреагировали на изменения позитивно.

Меняет свои офисы и компания – поставщик программного обеспечения HealthcareSource HR. В 2014 г. она переехала в новый офис, открытая планировка которого была разработана архитектурной фирмой Leslie Saul & Associates. Изначально пространство в нем разделяли перегородки высотой 6 футов (около 1,8 м), создававшие иллюзию уединения, но на самом деле повышавшие общий шумовой фон: сидевшие за перегородками сотрудники хуже представляли себе, как распространяется звук между ними. Теперь перегородки заменили на звуконепроницаемые кабины со стеклянными стенами, расположенные в центре общего открытого помещения. Это дает больше пространства сотрудникам, ищущим тишины, и поддерживает атмосферу легкости яркого интерьера.

Когда издательский дом HarperCollins в 2013 г. переезжал в новую штаб-квартиру в центре Манхэттена, руководство компании рассматривало проект более открытого офисного пространства, но отказалось от него, приняв во внимание рабочие задачи сотрудников, говорит вице-президент компании Ларри Невинз. Haworth, которая делала проект офиса для издательства, предусмотрела в нем отдельные кабинеты для главных редакторов и менеджеров, так как они проводят много встреч один на один. Но эти офисы имеют стеклянную стену, а рабочие места многих творческих сотрудников размещены рядом, но отделены небольшими перегородками – это удобно для совместной работы и при этом дает ощущение приватности. В здании есть дополнительные помещения для переговоров, они распределяются в зависимости от ожидаемого уровня шума, говорит Невинз. Редактора часто используют для работы с рукописями общие помещения, такие как библиотека и кафе. Более шумные подразделения – маркетинг, продажи, административно-хозяйственные службы размещены подальше от редакторов, работа которых требует тишины.

Перевела Надежда Беличенко

Читать ещё
Preloader more