Статья опубликована в № 4573 от 24.05.2018 под заголовком: Первый закон робототехники

Как BMW, Rio Tinto и Electrolux соблюдают первый закон робототехники

Итоги автоматизации на крупнейших предприятиях мира
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Еще четыре года назад Роланд Реш, рабочий завода автозапчастей Robert Bosch в Германии, вытаскивал горячие 8-дюймовые металлические детали из печи и проверял их на дефекты. В 2018 г. он продолжает осматривать детали, но достает их из печи робот Fritz, установленный три года назад. Fritz лучше справляется с опасной и монотонной операцией. А Реш успевает проверить на 20% больше деталей, чем раньше, когда роботов не было.

Главный вопрос, порожденный автоматизацией, – станут роботы конкурировать с рабочими или помогать им. Первоначально люди опасались, что роботы уничтожат рабочие места во всей экономике. Последние исследования и реальная практика показали, что опасения преувеличены. Более того, есть отрасли, где автоматизация помогает и работодателю, и работнику.

Автопроизводители

Выигрывают от автоматизации те компании, которые сумеют поручить монотонные операции, требующие точности, роботам, а работников занять задачами, с которыми машины справляются плохо. Это особенно актуально для производства, пищевой промышленности и сферы услуг.

Спрос на рулевые блоки управления Bosch высокий, и компания использовала автоматизацию для увеличения выпуска, поэтому пришлось дополнительно нанимать людей для контроля дефектов – коллег Реша.

В прошлом году компания, штат которой насчитывал 400 000 человек, наняла еще 20 000 сотрудников – на новые должности и для замены выбывших сотрудников, сообщил Стефан Асман, один из главных инженеров компании. Заводы Bosch во всем мире в настоящее время используют 140 роботов-манипуляторов, в 2011 г. не было ни одного.

Важно правильно выбрать операции, подходящие для автоматизации. Автомобильный концерн BMW автоматизировал часть физического труда на заводе в Спартанбурге в Южной Каролине, но контролем качества продолжают заниматься люди. Роботы подгоняют черные резиновые звукоизолирующие трубки к краям автомобильных дверей, раньше это делалось вручную. Роботы монтируют звукоизоляцию на 5000 дверей ежедневно, а люди делают окончательную проверку.

За 10 последних лет благодаря автоматизации BMW удвоила производство автомобилей в Спартанбурге – более чем до 400 000 машин в год. Численность рабочих выросла с 4200 до 10 000 человек.

Джеймс Бессен, преподаватель экономики в Бостонском университете, считает, что автоматизация на заводе в Спартанбурге позволила значительно повысить качество и расширить ассортимент, а это стимулировало потребительский спрос. Доля BMW в продажах автомобилей класса люкс в США резко возросла: в прошлом году было продано более 300 000 автомобилей, тогда как в 1997 г. – около 120 000, по данным компании.

У компании Tesla, наоборот, из-за роботов возникли трудности с производством автомобиля Model 3 на заводе в Фримонте, штат Калифорния. По сообщениям компании, незамеченные дефекты в деталях, созданные роботами, привели к появлению узких мест на производстве и компания, планировавшая собирать по 5000 машин в неделю, на самом деле может выпускать только 2020.

Аналитики исследовательской компании Bernstein объяснили это тем, что Tesla автоматизировала не только процессы сварки, окраски и обработки кузова, как все другие производители, но пошла дальше. Компания также автоматизировала конечную сборку, когда детали, сиденья и двигатель монтируются в покрашенный кузов. Ошибки сборки и стали причиной проблем производства. «Автоматизировать конечную сборку невозможно», – сказал аналитик Макс Уорбертон. «Чрезмерная автоматизация в Tesla была ошибкой. Мы недооценили людей», – написал в Twitter гендиректор Tesla Илон Маск.

Горняки и швеи

С добычей руды в больших объемах лучше справляются машины, которые не устают и не получают травм. Компания Rio Tinto планирует уволить водителей и заменить их самоходными грузовиками для перевозки железной руды на рудниках в Западной Австралии. Грузовики следуют по маршруту, подсказанному датчиками и картами рудника в бортовом компьютере. В подземных шахтах роботизированные буровые установки выполняют опасные взрывные работы.

Благодаря автоматизации компания сможет экономить по $500 млн ежегодно начиная с 2021 г., рассказал член совета директоров Rio Tinto Крис Солсбери. Компания уверяет, что будет проводить переподготовку сотрудников, ставших ненужными, и найдет им новые обязанности.

Рабочие места в швейной промышленности также исчезают, потому что фабрики автоматизируют монотонные массовые операции пошива и вязания. Машины справляются с ними быстрее и точнее людей.

Современные роботы способны выполнять тонкие операции – обрабатывать карманы или притачивать ленточные петли к брюкам. Прежде считалось, что эти операции смогут выполнять только люди. Международная организация труда предупредила, что почти 90% рабочих швейных и обувных фабрик в Камбодже и Вьетнаме могут потерять работу из-за швейных роботов.

Однако в совокупности автоматизация создаст больше рабочих мест, нежели уничтожит. В США автоматизация за последние 15 лет уничтожила 800 000 неквалифицированных рабочих мест в сфере услуг (например, в call-центрах), но в то же время создала 3,5 млн мест для квалифицированных специалистов, согласно исследованию Deloitte. По оценкам Deloitte, эти специалисты будут зарабатывать на $13 500 в год больше, чем их предшественники, которых они заменили.

Чутье и автомат

Финская фирма Fiskars производит дорогие культовые ножницы с оранжевыми кольцами. Рабочие на заводе Fiskars в Хельсинки ранее ковали стальные лезвия вручную, нагревая их в 2700-градусных печах, – монотонная, опасная и дорогостоящая работа. В 2011 г. эту работу взяли на себя роботы, а люди переключились на контроль качества, определяя его по звуку, который издавали лезвия, и плавности разрезания ткани. Машинам это было недоступно. После частичной автоматизации процесса изготовления лезвий компания смогла увеличить производство и снизить цены без ущерба для качества, а это привлекло новых покупателей, по словам главного директора по снабжению Ристо Гаггла. Штат Fiskars вырос до 8560 человек против 4515 человек в 2007 г. при одновременном росте производительности труда.

Производитель бытовой техники Electrolux потратил миллионы евро на автоматизацию производства стиральных машин и других устройств, которые теперь собираются почти без участия человека.

Люди же занимаются вещами, которые невозможно автоматизировать: внедрением изменений в цехах и проектированием роботов. Компания заявила, что усовершенствовала процедуры подбора и обучения персонала. В программы входит и месяц обучения новичков робототехнике.

Штат Electrolux вырос с 53 000 человек в 2011 г. до более чем 55 000 сотрудников в 2017 г. Компании удалось переломить долгосрочную тенденцию сокращения численности, которая началась после вступления Китая во Всемирную торговую организацию в конце 2001 г.

Однако люди, потерявшие работу из-за автоматизации, вряд ли смогут занять новые рабочие места, потому что там требуются другие навыки. Защитить работников может медленное пошаговое внедрение роботов, обеспечивая время для переподготовки. В любом случае роботизация пойдет не быстро – из-за дороговизны проектов. Компания Bosch разработала учебные курсы для сварщиков, столяров и механиков, там они получают базовые навыки программирования, чтобы управляться с роботами так же легко, как с молотками или отвертками. «Мы нанимаем разработчиков, инженеров и ученых, – сказал Асман из Bosch. – Но нам по-прежнему нужны люди, умеющие хорошо что-то делать руками».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more