Кто в России щедро оплачивает отцам отпуск для ухода за ребенком

И какой экономический эффект приносит эта льгота
Варвара Гранкова

В начале сентября 2019 г. компания Procter & Gamble (P&G) объявила о запуске в России новой программы для молодых отцов – сотрудников компании. Молодой отец может уйти в оплачиваемый недельный отпуск при рождении или усыновлении ребенка, а потом взять три оплаченные недели в течение последующих полутора лет, рассказывает директор по перcоналу P&G Евгения Федорова. По ее словам, отпуск можно брать одновременно с матерью ребенка. Женщине компания компенсирует разницу между государственным пособием и ее окладом в течение 16 недель, а мужчине оплачивают дополнительный отпуск, как обычный ежегодный.

В российском офисе, рассказывает Федорова, пока ни один молодой отец не взял отпуск по уходу за ребенком – программа только стартовала, но желающие уже есть. Почти 87% сотрудников московского офиса P&G – люди в возрасте до 41 года. Сейчас в отпуске по уходу за ребенком находится 79 сотрудников из 828.

В России компании редко предоставляют молодым родителям льготы из собственного бюджета сверх положенного по закону минимума, очень немногие работодатели предоставляют отцу 1–5 дней оплачиваемого отпуска сразу после рождения ребенка, рассказывает Татьяна Николаенко, руководитель практики трудового права юрфирмы «Хренов и партнеры». Но чаще компания готова отпустить молодого отца только в неоплачиваемый отпуск, поясняет она. «Ведомости» выясняли, какие льготы молодым родителям предлагают крупные компании и что заставляет их проявлять щедрость.

Из государственного кармана

По Трудовому кодексу лишь один из родителей, будь то мать или отец, может находиться в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с сохранением рабочего места, рассказывает Ксения Михайличенко, адвокат московской коллегии адвокатов «Солдаткин, Зеленов и партнеры». Первые полтора года жизни ребенка, продолжает она, родитель получает 40% среднего заработка за последние два года, но не более 26 536 руб. в месяц в 2019 г. В последующие полтора года родитель получает по 50 руб. в месяц. Деньги платит работодатель, потом он получает возмещение в полном размере из Фонда социального страхования (ФСС). По словам Николаенко, закон не запрещает работодателям предоставлять отпуск второму родителю, но они должны делать это за свой счет, а не за счет ФСС.

Российские законы о льготах молодым родителям – одни из самых либеральных в мире, полагает Михайличенко. В большинстве западных стран женщине дают всего 3–6 месяцев отпуска для ухода за ребенком, отмечает она. В России у молодых родителей столько льгот, что у работодателей велик соблазн не платить сотрудникам даже тот минимум, что положен по закону, и они ищут для этого способы, говорит управляющий партнер юридической фирмы BLS Елена Кожемякина. В региональных судах много исков от молодых родителей, рассказывает Михайличенко. Они ушли в отпуска по уходу за ребенком, а компания-работодатель тем временем закрылась или исчезла, ничего не выплатив. Суды обычно направляют таких работников непосредственно в ФСС, рассказывает Михайличенко.

Законный минимум

«Ведомости» опросили 27 крупных компаний (19 международных и восемь российских), какие льготы те предоставляют молодым родителям. На вопросы «Ведомостей» ответили 16 компаний (из них 13 международных и три российские), остальные отказались от комментариев.

Выяснилось, что даже среди иностранных компаний в России очень мало тех, кто готов дать молодым отцам льготы сверх положенных по закону. Только Volvo Cars Russia, Mondelez International и Unilever в России сообщили, что отпускают отцов в длительные оплачиваемые отпуска независимо от того, находится мать в отпуске или нет. В Volvo Cars, по словам представителя компании, с мая 2019 г. сотрудник любого пола может взять оплачиваемый компанией отпуск для ухода за ребенком на шесть месяцев с сохранением 80% оклада, его можно брать частями до достижения ребенком трехлетнего возраста. В Volvo Cars работают 65 человек, три женщины находятся в декрете, ни один молодой отец пока льготой не воспользовался.

Mondelez International согласно глобальной политике с 1 января 2019 г. предоставляет молодым отцам в России 10 дней оплачиваемого отпуска в дополнение к ежегодному, рассказал представитель компании. По его словам, работник, ставший отцом или опекуном, должен использовать отпуск в течение шести месяцев со дня рождения или усыновления ребенка. С января льготой воспользовалось 14 отцов – сотрудников.

160 млрд руб.

пособий по уходу за ребенком до полутора лет было выплачено из госбюджета и государственных внебюджетных фондов в России в 2017 г., по данным Росстата

В компании Unilever с июля 2019 г. был введен трехнедельный оплачиваемый отпуск для отцов в первый год жизни ребенка, рассказал представитель компании. Молодой отец может использовать весь отпуск сразу или разбить его на несколько частей. Сейчас в декретных отпусках и отпусках по уходу за ребенком находится 255 сотрудниц Unilever и трое мужчин взяли отпуска по уходу.

Другие респонденты «Ведомостей» (Райффайзенбанк, «Декатлон» и «Северсталь») предоставляют отцам не более трех дней дополнительного оплачиваемого отпуска в связи с рождением ребенка. Представитель сети спортивных магазинов «Декатлон» сообщил, что у компании нет массовых запросов от отцов на отпуск по уходу за ребенком, поэтому и отдельных регламентов для них нет. Сейчас в компании в отпуске по уходу за ребенком находится 116 человек, и это все женщины. В компании в России работает около 3000 человек. Было всего несколько случаев, когда отец уходил в отпуск для ухода за ребенком по причине более высокой зарплаты у супруги и других семейных обстоятельств, говорит представитель сети.

Шаг назад

И для мужчины, и для женщины длительное пребывание в отпуске по уходу за ребенком означает шаг назад в карьере и чем выше должность, тем меньше работодатели склонны мириться с длительными отпусками по уходу за ребенком, говорит партнер компании «Экопси консалтинг» Григорий Финкельштейн. По его наблюдениям, женщины-руководители высшего звена редко сидят дома с ребенком больше восьми месяцев. А для мужчин неписаные правила еще жестче.

В октябре 2017 г. в Facebook появился пост тележурналистки Екатерины Арно, в котором она рассказала, что ее мужа отказались взять на работу в Росевробанк, потому что он несколько месяцев находился в отпуске по уходу за ребенком, пока Арно работала. Женщина написала, что служащие банка посмеялись над мужем, услышав, что он нянчился с ребенком вместо жены. В ответ на этот пост представитель Совкомбанка (ныне владеет Росевробанком) сообщил в Facebook, что в банке проведена тщательная проверка, которая установила, что кандидату отказали в работе не по дискриминационным мотивам. Он добавил, что в банке несколько мужчин находятся в отпуске по уходу за ребенком и что сотрудникам после рождения детей даются льготы.

Вячеслав Насонов, муж Арно, вспоминает, что ожидал от банка извинений, но их не последовало. И что у него пропало желание работать в банковской сфере. Так как помимо диплома финансиста у него был еще и диплом психолога, а также навыки общения с маленькой дочкой, он успешно прошел собеседование в детском центре Kidzania. Там он проработал полтора года, рассказывая детям о разных профессиях. Потом работал детским тренером по футболу и сейчас намерен открыть свой футбольный клуб для детей.

Редко уходят

Неудивительно, что мужчины крайне редко пользуются правом на отпуск для ухода за ребенком. В «Сибуре», по данным компании, в 2018 г. в отпуск по уходу за ребенком ушло 1129 сотрудников, из них только 37 мужчин. В «Ростелекоме» в отпуске по уходу за ребенком находится 3793 сотрудника, из них только 71 мужчина, по данным компании. В «Соса-Соla HBC Россия» в отпуск по уходу за ребенком ушло 534 человека, из них 12 – мужчины, рассказывает Ирина Петрова, директор по персоналу компании.

Западная практика

В Европе и США крупные компании поощряют молодых отцов брать длительный оплачиваемый отпуск. Они делают это по экономическим причинам: согласно исследованиям, родители, взявшие отпуск для ухода за ребенком, меньше пропускают работу и трудятся более продуктивно после возвращения из отпуска, пишет The Wall Street Journal. Компания American Express увеличила продолжительность отпуска по уходу для молодых отцов до двух недель. Компания утверждает, что политика предоставления отпусков по отцовству помогает нанимать лучшие таланты, особенно среди миллениалов, для которых баланс между работой и личной жизнью важнее карьеры.

А Facebook предоставляет четырехмесячный оплачиваемый отпуск для ухода за ребенком и поощряет боссов интересоваться у матерей и отцов, ждущих ребенка, когда именно они планируют взять отпуск. Генеральный директор Марк Цукерберг сам брал по два месяца отпуска после рождения каждой из двух дочерей, и мужчины – руководители Facebook часто выкладывают посты о том, что уходят в отпуск по уходу за ребенком.
Тем не менее исследование ученых из Ball State University (штат Индиана) и Университета Огайо показало, что в США только 14% отцов берут отпуск по уходу за ребенком – боятся за карьеру.

Даже если молодые отцы берут отпуск, они покидают работу на более короткий срок, чем женщины. Например, в KFC, по данным компании, мужчины обычно оформляют отпуск до полутора лет, а женщины – сразу до трех лет и позже решают, выходить ли на работу досрочно.

Большинство компаний, как показал опрос, делают выплаты строго по Трудовому кодексу и не более того. Только у «Северстали» коллективный договор предусматривает выплату дополнительного пособия в 4000 руб. в месяц на каждого ребенка сотрудникам, находящимся в отпуске по уходу за детьми от полутора до трех лет.

Программа для отцов должна повысить лояльность работника, снизить тревожность и увеличить продуктивность, объясняет партнер и руководитель практики вознаграждения персонала Strategic Business Partners Елена Каминская. По ее словам, такая льгота требует небольших дополнительных затрат, тем более что размер определяет сам работодатель.

Экономическая эффективность специальных корпоративных программ для отцов в России не очевидна, говорит Финкельштейн. Компания может рассчитывать только на благодарность отца, который, возможно, будет лучше работать и станет лояльнее к компании.

Программа P&G для молодых отцов – это поддержка бренда работодателя и потребительского бренда компании, говорит Виктория Петрова, гендиректор консалтинговой компании «ЛюдиPeople». Молодые родители, поясняет она, представляют большое сообщество в социальных сетях, они обмениваются мнениями о работодателях и отмечают тех, кто хорошо относится к молодым семьям. Кроме того, молодые родители являются потребителями детских брендов P&G и будут более охотно покупать продукцию компании, которая пропагандирует семейные ценности.