Каждый десятый россиянин вернулся на работу к прежнему работодателю

Эксперты считают возвращение «бумерангов» позитивным трендом
Андрей Гордеев / Ведомости

Вероника Диденко, ныне заместитель гендиректора компании «Прайм спорт рус», за свою карьеру успела дважды поработать в торговой компании «Джамилько», первый раз финансовым директором, второй – заместителем гендиректора по финансовым вопросам. По ее словам, во второй раз работодатель позвал ее заниматься управлением финансовым блоком, а также цифровизацией компании и развитием электронной торговли. Фронт работ показался интересным, она согласилась, проработала три года. Сейчас она вновь не прочь вернуться к сотрудничеству с кем-то из бывших работодателей, если кто-то позовет на конкретный проект с интересными задачами.

Многие российские работники возвращаются сегодня на свои прежние места работы. Опрос 1890 россиян во всех федеральных округах, проведенный исследовательским центром «Зарплаты.ру» совместно с Kokoc Group, показал, что так поступает каждый десятый (10%). Основные аргументы в пользу возвращения – более высокие зарплаты, высокий комфорт, дружелюбный коллектив, разочарование в новой работе и, наконец, более адекватное руководство. Еще 14% рассматривали возможность вернуться, хотя и не вернулись, следует из результатов опроса.

Сейчас высокий спрос на кадры и рекордно низкий уровень безработицы, констатирует директор по развитию «Авито работы» Дмитрий Пучков. Компании используют все возможные способы, чтобы привлечь персонал, в том числе ищут по базе прежних сотрудников и обращаются к тем, кто раньше пытался устроиться в компанию, но не прошел отбор. В основном это касается найма специалистов рабочих профессий и линейного персонала, где высокая текучесть кадров. «Совершенно обычная ситуация, когда работники совершают круговорот по компаниям отрасли, возвращаясь в ходе его на старое место работы», – говорит Пучков.

10% вернувшихся на прежнее место – это огромная цифра, считает директор агентства по исследованиям в области управления персоналом «Талант маркетинг» Жанна Волкова. Можно только поздравить компании с таким результатом. Это показывает качество бренда работодателя: люди искали, где лучше, но поняли, что лучше всего им было на старой работе. Компании от этого только польза: старожилу не требуется время, чтобы сориентироваться в компании и адаптироваться к корпоративной культуре. Кстати, таких людей на профессиональном сленге часто называют «бумерангами», говорит Волкова.

Для компании возврат сотрудника позитивен тем, что сокращается процесс вхождения в работу: не надо делать онбординг по миссии и ценностям, знакомить с коллегами, рассказывать о деятельности компании, заново обучать. Вернувшийся сотрудник тоже представляет, чего ожидать, и вероятность того, что он уволится через три месяца, ниже, чем при найме совершенного нового сотрудника, рассказывает руководитель департамента бизнес-аналитики и решений кадровой компании Manpower Михаил Тузов. Важно, что работодатель при этом берет человека с целевыми компетенциями и подходящим ему уровнем эмоционального интеллекта, добавляет Диденко.

Как говорили раньше

Год назад аналогичные опросы показывали еще большую долю возвращенцев. Например, опрос 1600 россиян, проведенный тогда Superjob, показал, что 15% из них принимали офер от бывшего работодателя. Главным аргументом была достойная зарплата (28%) и интерес к делу (17%). «Авито работа» опросила в прошлом году целых 10 000 человек. 30% из них сообщили, что не раз устраивались работать в одну и ту же компанию. Причем 21% выходил на прежнюю должность. Трети из вернувшихся понравились более выгодные условия, а 21% не устраивали условия труда в новой компании.

Год назад привлекать повторно сотрудников – этакий собственный пул «выпускников» – было легче, утверждает Тузов. По его словам, нередко причина ухода бывает в зарплате, но сейчас, чтобы переманить бывшего сотрудника, зарплату надо повышать намного больше, чем раньше, так как общий рост зарплат значительно ускорился. Год назад было проще предлагать зарплату, повысив ее на 15–20% по сравнению с общей зарплатной вилкой. Сегодня условия другие и не каждая компания сможет поднять оплату труда на 30–40% или более, объясняет Тузов. Кроме того, если до недавнего времени частой причиной увольнения были отношения с непосредственным руководителем, то в последние полтора-два года появилась и другая, более глубокая причина: у людей могут не совпадать взгляды на происходящие в мире события и вернуться на работу к своему идейному противнику не представляется возможным, добавляет эксперт.

Особая категория сотрудников – топ-менеджмент. При поиске управленцев компании редко просеивают базы бывших сотрудников, но если расставание прошло хорошо, то обращаются и к ним, рассказывает Пучков. Топ-менеджерам и высококвалифицированным сотрудникам важнее интересные задачи и карьерные перспективы, говорит управляющий партнер Kontakt InterSearch Russia Марина Тарнопольская. По ее оценке, обычно только один из 20 таких работников возвращается в прежнюю компанию. Однако сейчас идет волна возвращений, продолжает она: «С одной стороны, на рынке дефицит специалистов. С другой – многие топ-менеджеры уехали за рубеж. Прошел год, они не нашли там ничего интересного для себя. Посмотрели на ситуацию в России и решили вернуться».