Как правильно перевести бизнес в облако

Информационным системам предстоит пять этапов трансформации

Сегодня вряд ли кто-то сомневается в полезности облачных сервисов и облачной IT-инфраструктуры. Компании считают облако не просто новомодными IT-инструментами, а технологией, ускоряющей принятие решений и повышающей шансы на выживание на рынке, значимым способом оптимизации бизнеса. По нашим данным, к 2025 г. количество корпоративных центров обработки данных сократится на 80%, а к 2020 г. 60% компаний перенесут в облако управление важнейшими системами.

Экономия денег и времени может измеряться десятками раз. Например, General Electric занимается стандартизацией и повышением быстродействия IT-систем, перемещая их в облака. Проект на 70% планируется завершить только к 2020 г., но уже сейчас компания тратит на обслуживание нефтегазовых приложений $6000 в год вместо прежних $65 000.

Но переход в облако нужно как следует продумать. Мы систематизировали опыт клиентов и выделили важнейшие этапы перехода.

 Определите потребности компании. Что конкретно вы хотите получить в результате перехода? Какие процессы вы хотите улучшить сейчас с помощью облаков и что было бы хорошо изменить в будущем? Облачная трансформация должна поддерживать стратегию развития бизнеса. IT-директор должен обсудить долгосрочные цели с акционерами и топ-менеджерами, пообщаться с ключевыми сотрудниками отделов продаж, персонала, маркетинга, финансов и т. д., чтобы понять, с какими проблемами они сталкиваются и как облако может их решить. Например, для предприятия с большим, географически распределенным штатом такой целью может стать управление талантами и развитие карьеры. А IT-отделам имеет смысл перевести в облако процессы разработки и тестирования информационных систем – чтобы разгрузить собственную инфраструктуру.

Пример – группа Peugeot-Citroen (PSA) решила объединить цифровые каналы, сбыт через шоурумы и через официальные дилерские центры в единый канал обслуживания, чтобы улучшить работу с потребителями. Компания перевела в облако приложения и базы данных о потребительском поведении. Она предоставила сотрудникам отделов маркетинга, продаж и сервиса доступ к полной информации о взаимодействии клиентов со службами PSA в 18 странах. Что это дало? Сокращение времени реакции на запрос клиента на 50% и повышение производительности PSA на 75%. А российский производитель и дистрибутор алкогольных напитков, имеющий 9 брендов и 10 представительств в четырех странах, перенес в облако процессы бюджетирования и финансового прогнозирования.

 Оцените имеющуюся IT-инфраструктуру в разных подразделениях и найдите слабые места. Это важно, потому что облачная модель основана на стандартизации и не допускает «винегрета». Определите, какие системы пригодны к переходу в облако, какие следует оставить на предприятии, а какие можно использовать в гибридном режиме.

 Расставьте приоритеты и начните с изменений, дающих наибольший эффект, потому что все сразу улучшить невозможно. Надо определить, облачная оптимизация каких бизнес-процессов даст наибольший возврат инвестиций в короткие сроки. Что сделать будет быстрее всего, что даст наибольшую экономию? Вот пример – 87% клиентов ритейлера Pinterest приобретают товар, увидев его на сайте. Поэтому наибольшую ценность для поставщиков-партнеров ритейлера представляет именно экспертиза Pinterest, позволяющая понять, от чего зависят решения 150 млн посетителей о покупке. Поэтому компания перевела в облако базы пользовательских данных. Крупнейшая российская парфюмерно-косметическая компания, работающая по модели прямых продаж, перевела в облако тестирование и разработку основной учетно-управленческой системы, чтобы повысить ее производительность. Компания растет очень быстро, и учетные системы за ней не успевают.

 Обеспечьте гибкость исполнения плана. С технической точки зрения переход в облако – не самая сложная задача, особенно если набор технологий в облачной и традиционной IT-инфраструктуре одинаков. Основные сложности, возникающие при переводе информационных систем в облако, не связаны с технологиями. Какие возникают правовые коллизии, как обеспечить безопасность данных, как перестроить работу в отделах, какие изменения в бюджеты необходимы? Всё это вопросы, сопутствующие любым преобразованиям бизнеса. Возможно, стоит разбить реализацию плана перехода на отдельные этапы. Это даст компании гибкость, так как каждый этап перехода можно будет выполнять в своем темпе. Компаниям с ярко выраженной сезонностью бизнеса будет выгодно начать преобразования в низкий сезон, когда все процессы наименее активны, кому-то лучше начать внедрение с пилотного проекта в одном структурном подразделении. Все это даст возможность руководству быстрее оценить преимущества.

 Разработайте программу внутренних коммуникаций. После того как проект перевода систем в облако получит одобрение акционеров и менеджмента, нужно провести информационную кампанию среди сотрудников. Важно не только объяснить цели проекта на старте, но и заручиться поддержкой людей на всех этапах внедрения новой модели. Привлеките в качестве союзников сотрудников, которые имеют авторитет у коллектива, чтобы они донесли суть и пользу изменений до коллег. Расскажите, в чем конкретные преимущества, которые получат компания и персонал. Например, людям не придется делать ненужную работу или работать в допотопных неудобных системах, решения в компании будут приниматься быстрее. Поддерживайте постоянный интерес к проекту у тех менеджеров, которые могут повлиять на успех перехода в облако. Возможно, это станет началом нового витка в их карьере, а компания получит перспективных сотрудников для развития бизнеса компании в облаке.

Автор – вице-президент по технологическому консалтингу Oracle в России и СНГ