Статья опубликована в № 4549 от 17.04.2018 под заголовком: Как бизнесмену защитить репутацию

Как бизнесмену защитить репутацию в интернете

Ему нужно собрать семь доказательств
Роман Щербинин, старший партнер коллегии адвокатов «Железников и партнеры»
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Безукоризненная репутация очень важна – она привлекает клиентов и партнеров, что позитивно влияет на выручку и прибыль, формирует доверие к бизнесмену. Обвинения в нарушении закона, этических норм, в недобросовестности – основной способ его очернения. Например, совладелец модельного агентства, продавший долю в бизнесе другим совладельцам и недовольный низкой, по его мнению, ценой, решил уничтожить агентство и стал распространять порочащую информацию. Такие обвинения не только причинят ущерб репутации, но и могут привести к проверке правоохранительными органами и поставить бизнес под угрозу исчезновения. Мишенью для удара обычно становится владелец или топ-менеджер компании. Конкуренты, партнеры по бизнесу, рейдеры, воздействуя на жертву, могут пытаться склонить ее к нужному решению или определенному действию.

В своей практике мы чаще всего сталкивались с ситуациями, когда оппоненты порочат вполне законопослушного бизнесмена. Причем, по моему мнению, чем чище и законнее бизнес, тем уязвимее предприниматель для оппонентов, ведь он связан законными способами противодействия клевете. В то же время многие успешные бизнесмены имеют «скелеты в шкафу», которые с радостью вытаскивают на свет божий недоброжелатели. Но часто серьезность правонарушения не сопоставима с масштабом репутационного скандала. Из мухи делают слона.

В ход идут разные инструменты: публикации в СМИ, видео, посты в соцсетях. Недоброжелатели добиваются, чтобы негативный информационный шлейф долго тянулся за жертвой. Если она пытается оправдаться, то эффект возрастает в разы. Что же нужно делать для защиты репутации?

 Закон о забвении позволяет предпринимателю обратиться к поисковым системам с просьбой убрать информацию о нем из поисковой выдачи. Но даже после удаления негатива из поисковиков информация остается на сайтах, первыми опубликовавших информацию. Поэтому следующий шаг – письменное обращение к владельцу сайта-первоисточника. Часто, если требование обоснованно, оно удовлетворяется.

Если эти способы не помогли, то бизнесмену нужно обращаться в суд с иском о защите чести, достоинства, деловой репутации и компенсации морального вреда, включая требование удалить из публичного доступа порочащую информацию.

Самая сложная задача в подобных спорах – разграничить оценочные суждения и утверждения о порочащих фактах. Оспаривать надо утверждения о фактах, когда некто заявляет, что бизнесмен «дал взятку», «ведет преступную деятельность», «недоплачивает налоги» и т. п. Оценочные же суждения выражают субъективное мнение лица, которое нельзя привлечь за это мнение к ответственности.

Утверждения могут иметь мягкую форму, например: «Возможно, в действиях Иванова есть состав мошенничества...», «считаю, что Иванов мог быть причастным...» Поэтому я рекомендую пострадавшим заранее проконсультироваться у лингвиста. Обращаться в суд с иском о защите чести и достоинства имеет смысл лишь при положительном заключении лингвиста о порочащем характере утверждений. В суде придется доказывать следующее:

1. Факт распространения порочащих сведений. Газетные или журнальные публикации предоставляются в суд в оригинале или в виде заверенной у нотариуса копии. Аудио-, видеозаписи и публикации в интернете заверяются у нотариуса.

2. Распространение сведений именно о конкретном бизнесмене-истце. Если нельзя установить, что сведения порочат конкретное лицо, суд откажет в иске. Главное доказательство – упоминание имени и фамилии и статуса бизнесмена. Важен и контекст, из которого понятно, в чем именно заключается негатив. Основную роль здесь играют лингвисты.

3. Факт распространения сведений ответчиком. Подтверждением для суда являются свидетельские показания, доказательства принадлежности номера телефона, аккаунтов в соцсетях, сайтов ответчику.

4. Порочащий характер сведений. Нужно заручиться ответами лингвиста, являются ли распространенные сведения субъективным мнением или утверждениями о фактах и порочат ли они бизнесмена. Затем на суде можно просить о назначении судебной экспертизы.

5. Несоответствие распространенных сведений действительности. Доказывать достоверность распространенных сведений предстоит ответчику, это его обязанность. Предпринимателю-истцу достаточно заявить об отсутствии доказательств достоверности.

6. Подтверждение хорошей репутации и причиненный вред. Доказательства – место в рейтингах, участие в профессиональных ассоциациях и союзах, упоминания в СМИ, значительность бизнеса, участие в госконтрактах, количество сотрудников и др. Вред можно подтвердить бухгалтерскими документами с отрицательной динамикой финансовых показателей, кадровыми документами (если из-за негатива из компании стали увольняться сотрудники). Дополнительные доказательства – отказы в заключении сделок, массовые увольнения работников по собственному желанию, разрыв партнерских отношений.

7. Причинно-следственные связи между порочащими сведениями и вредом. Например, обвинили коммерсанта в преступлении – и в тот же день акции его компании упали в цене.

Успех предпринимателя, желающего вернуть себе честное имя, зависит от качества собранных доказательств. И, разумеется, от соответствия порочащих утверждений действительности. Например, если у бизнесмена была судимость, вряд ли получится привлечь к ответственности тех, кто публично назвал его преступником. Обращение в суд не гарантирует бизнесмену выигрыша и моральной сатисфакции. По статистике, лишь каждый четвертый иск удовлетворяется судом. Проигрыш же может быть распиарен оппонентом и только усилит репутационный ущерб.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more