Как русскому бизнесу стартовать в ОАЭ
Четыре урока преодоления местных трудностейВ ОАЭ работает более 3000 российских компаний, в основном в таких секторах, как недвижимость, производство, торговля и телекоммуникации. Но при всей привлекательности Ближнего Востока россияне могут столкнуться с рядом трудностей, связанных с местными особенностями организации бизнеса. Компания «Пензтяжпромарматура» (ПТПА) производит трубопроводную арматуру для нефтегазовой отрасли.
В 2016 г. для выхода на Ближний Восток мы открыли промышленную площадку PTPA Middle East в ОАЭ. Нам удалось получить заказы крупных игроков на Ближнем Востоке – Adnoc, Sonatrach, Cosider, но пришлось преодолеть множество препятствий. Вот четыре урока, которые могут быть полезны тем, кто думает об открытии своего дела на побережье Персидского залива.
1. Свободная зона имеет ограничения. Самый легкий вариант открытия бизнеса в ОАЭ – регистрация в свободных экономических зонах (free zone). Это деловые районы на территории Эмиратов, в которых иностранные инвесторы могут вести бизнес без участия местного партнера. Компания пользуется всеми преимуществами свободной зоны – льготным налогообложением, отсутствием таможенных сборов и ограничений на вывоз капитала, резидентскими визами, развитой инфраструктурой и т. д.
В конце 2020 г. в ОАЭ был разработан новый указ, снимающий давние ограничения на иностранную собственность, включая требование о том, чтобы местные компании в обязательном порядке на 51% принадлежали гражданам ОАЭ. Он постепенно будет вступать в силу. Поэтому сейчас российским компаниям лучше подождать 2–3 месяца с открытием фирмы в ОАЭ. Сначала каждый эмират должен до конца определить, как он реализует новый закон об отмене ограничений на иностранную собственность. К тому же в ближайшем будущем можно ждать снижения цен на услуги регистрации компаний в свободных зонах.
Мы нашли арматурную компанию, которая продавала производство в свободной экономической зоне Хамрия эмирата Шарджа. Приобретя его, мы в этой же зоне зарегистрировали свою новую фирму. Нашей целью был выход на рынок Ближнего Востока и Северной Африки, включая Алжир, Кувейт и Египет. Изначально мы рассчитывали, что на ОАЭ будет приходиться половина всех наших продаж на Ближнем Востоке, а фактически получилось 20%. Оказалось, что свободная зона не открывает двери на внутренний рынок конкретно Арабских Эмиратов. Если вы обосновались в свободной зоне, вас долго не будут воспринимать как серьезного делового партнера без местных связей. И если нужны продажи внутри страны, лучше действовать через местного партнера.
Наиболее эффективный способ его найти – заручиться поддержкой влиятельного местного бизнесмена. Многие из них, в том числе дальние родственники эмиров, официально открывают компании для поддержки иностранных инвесторов, которые хотят вести бизнес на территории страны. Найти такую компанию можно простым поиском в интернете. Если есть сомнения, можно навести справки в российском посольстве или торговом представительстве. Чтобы проверить уровень влияния вашего потенциального партнера, попросите его организовать тестовую поставку и договоритесь о своем присутствии на переговорах. Если на встречу придут руководители компании, которую вы хотели бы видеть в числе ваших заказчиков, а беседа будет носить теплый, непринужденный характер, вы вполне можете доверять своему арабскому партнеру.
2. Рассчитывайте только на себя в вопросах финансирования. Чтобы свободно пользоваться инструментами местных банков, например получить кредит или банковскую гарантию, в ОАЭ нужно три года отработать в регионе с бухгалтерской прибылью. Это требует от компании четкого расчета инвестиций на начальном этапе, чтобы не зависеть от местных финансовых организаций. Можно также обратиться в финансовые институты других стран (Европа, Китай), купить уже действующее юридическое лицо или нанять грамотного местного финансового консультанта. Но придется пойти на существенные затраты. Час работы бухгалтера или юриста будет стоить от $200, а общие затраты при открытии компании могут дойти до $80 000.
3. Смиритесь с долгим процессом оформления документов. Нужно сразу позаботиться о том, чтобы человек, имеющий право подписи, физически находился в Эмиратах. Самый неудачный вариант – если собственник хочет лично контролировать все документы, но при этом сам постоянно проживает в России. В этом случае все официальные бумаги должны будут проходить через процесс юридической легализации. Подготовка двух официальных заверенных переводов (с русского на английский и с английского на арабский), получение подтверждения МИД России и одобрения посольства может занимать от четырех до шести недель.
В ОАЭ бюрократии гораздо больше, чем в России. Мало того, что люди здесь в принципе никуда не торопятся, так еще и исполнителями в бюджетных организациях чаще всего являются индусы или приезжие, которые не всегда хорошо говорят по-английски. Плюс в стране большое количество праздников, когда правительственные организации просто закрыты. Придется по полдня ждать в очереди, чтобы лично подать документы для оформления обязательных бумаг, например страховок на сотрудников. Если у вас планируется крупный офис или производство, бюрократические вопросы будут возникать как минимум раз в неделю. Мы решили проблему, наняв в компанию человека на минимальной оплате, который ходил по инстанциям и сидел в очередях.
4. Не торопитесь нанимать персонал. На рынке труда в ОАЭ встречаются выходцы со всех частей света, много европейцев, индусов, африканцев, и среди них можно найти квалифицированные кадры. Для россиян наиболее удобным вариантом будет взять на управленческие должности европейцев, желательно с опытом работы на рынке Эмиратов. Специалисты из Европы обычно пользуются большим уважением как профессионалы и среди арабов, и среди приезжих. При этом на должности руководителей среднего, низшего звена, а также специалистов можно без риска нанимать представителей любых национальностей. Для PTPA Middle East наилучшим решением оказалось нанять сложившуюся команду. Особенно ценным для нас стал опыт инженеров-проектировщиков. Руководителей низшего звена и рабочих частично взяли из старого состава, а частично нашли через местные кадровые агентства.
В нашей отрасли поставщика без технических сертификатов никто не будет рассматривать. Процесс сертификации длится до шести месяцев, а у нас получилось 1,5 года. Поэтому с наймом технического персонала не стоит торопиться, сделать это лучше после завершения сертификации. В ОАЭ сотрудник, который получал бы в Пензе $500, может стоить $5000 в месяц – при тех же квалификации и обязанностях. Это оклад плюс обеспечение в виде полной медицинской страховки, а также жилья и автомобиля. Поэтому, если нужно оформлять дополнительные лицензии, сертификаты или разрешения (например, мы получали сертификаты API и ISO), следует очень тщательно спланировать срок, когда потребуется полный штат персонала, чтобы избежать лишних расходов.