Противостояние British Airways и профсоюзов: экипажи снова бастуют

Экипажи самолетов крупнейшей британской авиакомпании British Airways (ВА) начинают с полуночи субботы (3.00 мск) вторую за последнюю неделю, четырехдневную забастовку, после того как переговоры между сторонами окончательно зашли в тупик.

Противостояние компании и профсоюза Unite, представляющего интересы сотрудников ВА, достигло наивысшей точки - менеджмент лишает бастующих льгот, работники обвиняют компанию в попытке сломить профсоюз, а правительство настоятельно призывает вернуться за стол переговоров и задуматься о последствиях акции.

Расплачиваться будут пассажиры

На прошлой неделе - с 20 по 22 марта - состоялась первая из двух масштабных забастовок, за которые проголосовали члены профсоюза, не сумев прийти к соглашению с ВА относительно изменений условий труда.

Спор между профсоюзом Unite и авиаперевозчиком возник в 2009 г. из-за планов компании сократить количество членов экипажа на дальних рейсах с 15 до 14 и заморозить на два года рост заработной платы. BA, терпящая рекордные убытки, надеется на новых мерах сэкономить до 62,5 млн фунтов стерлингов. Профсоюз ранее предложил альтернативные меры по сокращению зарплат на 2,6% и переходу некоторых сотрудников на неполную занятость, что позволило бы компании сэкономить до 63 млн фунтов. Однако ВА с этим не согласилась, а предложенные ею компромиссные варианты урегулирования спора не нашли понимания у Unite.

Авиакомпания обещает, что в течение следующих четырех дней сможет выполнить 75% своих рейсов. Как ожидается, рейсы из аэропорта лондонского Сити и аэропорта "Гэтвик" затронуты не будут, однако максимальный ущерб от забастовки понесет пятый терминал "Хитроу", в котором оперирует ВА.

В официальном сообщении компания обещает поддерживать 55% ближнемагистральных и 70% дальнемагистральных рейсов в преддверии пасхальных праздников, когда британцы традиционно отправляются на отдых.

Нынешняя акция затронет порядка 17 000 пассажиров. Из 240 000 человек, купивших билеты на период проведения забастовки, 180 000 смогут добраться до пункта назначения либо на самолетах ВА, либо на арендованных компанией у других перевозчиков. Еще 43 000 пассажиров смогли обменять билеты или перебронировать их на рейсы других авиакомпаний.

Переход на личности

Между тем отношения между British Airways и Unite за прошедшие семь дней обострились до предела.

Несмотря на заявления обеих сторон о готовности искать выход из сложившейся ситуации, переговоры с мертвой точки не сдвинулись. В начале недели профсоюз обратился к совету директоров ВА с просьбой воздействовать на менеджмент компании, заявив, что капитулировать под давлением не намерен. Однако призывы эти никаких результатов не дали, поскольку совет директоров заранее одобрил позицию руководства в этом конфликте.

Кроме того, на этой неделе исполнительный директор ВА Вилли Уолш заявил, что все сотрудники, участвовавшие в забастовке, лишаются значительных льгот на авиабилеты. В ответ на это некоторые работники авиакомпании пригрозили новой забастовкой - уже против отмены льгот.

В пятницу ряд британских экспертов на страницах газеты Guardian обвинили Уолша в том, что он просто пытается сломить профсоюз, а не найти решение проблемы. Авиакомпания отвергла подобные заявления, а сам Уолш опубликует в субботнем номере газеты ответное письмо.

"Они (эксперты) могут расслабиться. Мы не собираемся "ломать" Unite, профсоюз, представляющий наши собственные экипажи. Напротив, наши последние предложения говорят о том, что мы согласны, чтобы Unite представлял в переговорах не только нынешних, но и будущих сотрудников авиакомпании", - цитирует письмо Уолша британский телеканал Sky News.

Последние призывы

Премьер-министр Великобритании Гордон Браун, а также другие министры кабинета уже неоднократно призывали стороны, причем довольно жестко, вернуться к переговорам и задуматься над тем, какими экономическими последствиями обернется акция протеста для экономики страны.

"Мы продолжаем делать все, чтобы восстановить переговоры. Стороны должны понять, что от этой забастовки не выиграет никто", - заявил в очередной раз Браун в пятницу.

Справиться с первой забастовкой авиаперевозчику помогло рекордное число добровольцев, которые в срочном порядке обучались работать на борту, а также те члены экипажей, которые к акции не присоединились.

Несмотря на это, за три дня забастовки компания потеряла более 20 млн фунтов стерлингов. Кроме того, после окончания акции протеста ВА не смогла быстро восстановить нормальную работу и в первый день после забастовки продолжала отменять рейсы.

Полностью восстановить график полетов компания обещает ко 2 апреля. При этом, как сообщают британские СМИ, в пятницу находящиеся по разные стороны баррикад профсоюз и Уолш даже ни разу не встретились, чтобы попытаться предотвратить забастовку.