Основатель «Глаза бога» создал конкурента «СПАРК-Интерфаксу»

Новый сервис позволит компаниям пробивать сотрудников и контрагентов
Евгений Антипов настаивает на абсолютной легальности как «Глаза бога», так и «Мобиуса» / Пресс-служба «Глаза Бога»

Создатель популярного сервиса «Глаз бога» Евгений Антипов в сентябре запустит еще один проект пробива пользователей, рассказал «Ведомостям» сам разработчик. В отличие от «Глаза бога», рассчитанного в большей степени на запросы от физических лиц, «Мобиус», как отмечает Антипов, сосредоточится на предоставлении услуг бизнесу. Этот сервис ориентирован на руководителей компаний, отделы кадров, отделы закупок и корпоративные службы безопасности, следует из описания «Мобиуса» на сайте сервиса («Ведомости» ознакомились с его тестовой версией). Создатель сервиса надеется конкурировать с базой «СПАРК-Интерфакса».

«СПАРК привык работать на высококонкурентном рынке, где аналогичные по назначению сервисы предоставляют уже десятки компаний, – отметил исполнительный директор системы «СПАРК-Интерфакс» Алексей Кобин. – Мы работаем на открытом рынке, и появление нового конкурента – это для нас лишь дополнительный стимул идти вперед быстрее».

«Мобиус» – расширенная версия «Глаза бога», запущенного в январе 2020 г., говорит Антипов. «Глаз бога» с помощью специального Telegram-бота ищет по открытым данным контакты человека, его страницы в соцсетях, информацию об авто и т. д. Бот агрегирует информацию в режиме «на ходу», т. е. «без сохранения всей полученной из банков данных информации», указывается в чат-боте при его запуске, убедились «Ведомости».

Всего, по данным самого сервиса, его пользователями сейчас являются более 23 млн человек. «Глаз бога» монетизируется по подписной модели: за доступ ко всем его функциям, к примеру, на полгода пользователю необходимо будет заплатить 2500 руб., указано на сайте проекта. Самый дешевый вариант подписки – 100 руб.

В «Мобиусе» пользователь должен будет платить за каждый запрос, в среднем эта сумма будет составлять от 1 до 3 руб., рассказал Антипов. При этом для подключения к сервису необходимо будет внести минимальный депозит – 15 000 руб., расходовать его можно будет неограниченное количество времени. Антипов рассказывает, что в среднем один пользователь «Глаза бога» делает около 100 запросов в сутки.

Как будет работать «Мобиус»

С помощью «Мобиуса» компания сможет пробить потенциальных сотрудников и отсеять нежелательных. Узнать, к примеру, нарушал ли человек закон, причастен ли к экстремистской деятельности, состоит ли в подозрительных сообществах и т. д., указано на сайте «Мобиуса». Также «Мобиус» даст возможность компаниям проверить своих контрагентов: ознакомиться с их финансовой отчетностью, получить выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП, проверить информацию об участии компании в судебных разбирательствах (арбитраж), посмотреть информацию о закупках и госзакупках, проверить бизнес-связи и т. д.
Сейчас схожий функционал по проверке контрагентов предоставляет база «СПАРК-Интерфакса». Данные о деятельности компаний «Мобиус» будет брать у «СПАРК-Интерфакса», с которым у него «как у индивидуального предпринимателя заключен договор», утверждает Антипов. Условия пользования системой «СПАРК-Интерфакс» не позволяют перераспространять информацию, заявил Кобин. Он не уточнил, есть ли у Антипова договор со «СПАРК-Интерфаксом», сославшись на то, что компания на раскрывает имена своих клиентов.
Помимо данных «СПАРК-Интерфакса» «Мобиус» использует базы Федеральной налоговой службы, Росфинмониторинга, Службы судебных приставов, базу розыска МВД и др. – всего более 30 источников, указано на сайте проекта.

Для сравнения: стоимость базового аккаунта в «СПАРК-Интерфаксе» составляет около 25 000 руб. в месяц и подписка оформляется минимум на три месяца, сообщили «Ведомостям» в клиентской компании. Именно цена «Мобиуса» будет его главным конкурентным преимуществом на рынке, рассчитывает основатель этого сервиса.

Деятельность Telegram-бота «Глаз бога» и его основателя Антипова вызывает вопросы надзорных и правоохранительных органов. 12 марта Telegram по требованию Роскомнадзора удалил несколько крупнейших ботов по пробиву людей (в их числе оказался и «Глаз бога») за нарушение законодательства о персональных данных, сообщал РБК. 1 марта вступили в силу поправки к закону, по которым согласие на обработку персональных данных и их распространение должно оформляться отдельно, а бездействие субъекта таких данных не может считаться согласием. После удаления бота «Глаз бога» менее чем через час чат, как обратили внимание в интернет-издании TJournal, возобновил свою работу по другому адресу.

А 17 марта представитель «Глаза бога» сообщил, что сервис учел требования закона и внес изменения в формат своей работы. В частности, ограничил доступ к персональным данным, и они, как утверждал тогда представитель сервиса, доступны теперь для получения и обработки «исключительно для лиц, отмеченных в законе» – СМИ и журналистов, сторон по договорам, сотрудников органов правопорядка и т. д.

Тем не менее в апреле дома у Антипова прошли обыски. Представитель Антипова сообщил тогда ТАСС, что обыски проходили в рамках уголовного дела, возбужденного по факту деятельности запрещенного форума DarkMoney, к которому «каким-то непонятным образом» он [Антипов] имел отношение: «Возможно, размещал там рекламу или другим образом засветился, что в целом нормально для IT-проекта. При этом сам Антипов не имеет ни статуса подозреваемого по делу, ни тем более обвиняемого, ни статуса свидетеля». А в июле Таганский суд Москвы признал незаконной деятельность Telegram-бота «Глаз бога». Но Антипов оспорил это решение, заседание апелляционной инстанции запланировано на сентябрь.

Антипов настаивает на абсолютной легальности как «Глаза бога», так и «Мобиуса». Оба сервиса «только аккумулируют» информацию органов власти, а также массивы данных других сервисов пробива, но не хранят их на своих серверах, а выдают отчет по запросу в режиме реального времени, поясняет он. Также сервис будет скрывать информацию о пользователях по их обращениям, обещает Антипов: «Вы можете указать данные, по которым вы бы не хотели, чтобы осуществлялся поиск. Условно, по номеру телефона. И если кто-то будет вводить этот номер, то будет получать уведомление, что информация скрыта».

Инвестиции на этапе запуска «Мобиуса», основную часть которых составляют контракты с поставщиками информации, Антипов оценил в 5 млн руб. Окупить эти вложения он планирует в течение года. При этом возможность привлечения инвестора к развитию сервиса Антипов пока не рассматривает, рассчитывая развивать его самостоятельно.

Подобные «Мобиусу» и «Глазу бога» сервисы пробива не редкость, говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты. Большинство из них так же, как и «Глаз бога», аккумулируют данные из различных публичных баз данных, утечек и предоставляют – чаще всего за плату – поиск по ним, говорит Олег Деров, руководитель группы исследования публичных утечек Group-IB. При этом сервисы пробива крайне редко выполняют просьбы пользователей удалить их данные, отмечает эксперт по кибербезопасности «Лаборатории Касперского» Дмитрий Галов.

«Глаз бога» перекладывает всю ответственность за легальность пробива на своих клиентов. Если у клиентов «Мобиуса» будет согласие пользователей на обработку их данных именно в этом сервисе, его работа будет совершенно законной, обращает внимание Олег Блинов, преподаватель Moscow Digital School.

В целом услуги по пробиву пользуются спросом среди компаний, поскольку такая информация помогает руководителям компаний принимать «более взвешенные решения» при подборе кадров, говорит вице-президент Ancor Алексей Миронов: у крупных компаний есть возможность пробива потенциальных сотрудников и контрагентов через собственные службы безопасности, в которых, как правило, работают выходцы из силовых структур.

Большинство компаний изучают подробно биографии потенциальных сотрудников лишь в случае, если эта вакансия связана с денежным оборотом, отмечает директор по маркетингу рекрутинговой компании Kelly Services Жанна Волкова. «Не более 10% всех кандидатов проходят углубленный отбор с помощью служб безопасности», – говорит Волкова, добавляя при этом, что спрос на «Мобиус» будет зависеть «от удобства и цен сервиса».