Издатели журналов нарастили продажи на маркетплейсах более чем в два раза

Этот канал распространения может составить до 12% в структуре их дистрибуции к 2026 году
Самыми популярными журналами в январе – октябре этого года у покупателей Wildberries стали издания с выкройками для шитья Burda и YaSew / Евгений Разумный / Ведомости

Продажи журналов на маркетплейсах выросли на 80–120% в январе – октябре 2022 г. относительно аналогичного периода прошлого года, сообщили «Ведомостям» в Wildberries и Ozon. Представитель Ozon также отметил, что онлайн-площадка заключает контракты с издательствами на эксклюзив среди маркетплейсов по дистрибуции отдельных журналов. О каких именно изданиях идет речь, он не уточнил. В «Яндекс.Маркете» от комментариев отказались.

Самыми популярными журналами в январе – октябре этого года у покупателей Wildberries стали издания с выкройками для шитья Burda и YaSew и детские издания по мотивам популярных мультфильмов и видеоигр, уточнил представитель маркетплейса. На Ozon наибольшим спросом, как отметил представитель интернет-магазина, пользовались журналы издательского дома «Бурда», проекта Seasons и автомобильного издания «За рулем».

Тенденцию роста продаж печатных изданий через маркетплейсы подтвердили и в издательствах. У издательского дома «ИМ медиа» (размещает на маркетплейсах издания «Сабрина», Verena и Anna и др.) они увеличились в два раза в январе – октябре этого года к аналогичному периоду прошлого, рассказал его гендиректор и президент Союза предприятий печатной индустрии Гильдии издателей периодической печати (СППИ ГИПП) Алексей Иванов. У Shkulev Media Holding (размещает журналы «Антенна-Телесемь», Psychologies, «Вокруг света», Marie Claire и др.) прирост продаж через маркетплейсы за тот же период составил 13%, отметил корпоративный директор по дистрибуции холдинга Алексей Абросимов. Издание «За рулем» распространяется на маркетплейсах с октября 2021 г., продажи октябрьского номера относительно январского через этот канал дистрибуции выросли в три раза, говорит его гендиректор Алексей Васин. Гендиректор издательского дома «Бурда» Елена Шабурова подтвердила тенденцию к росту, но не раскрыла показателей.

Активно выходить на маркетплейсы издатели начали в 2020 г., поясняет Шабурова: «Толчком к развитию этого канала дистрибуции стала пандемия, во время которой основные каналы распространения прессы – киоски и супермаркеты – закрылись или ограничили свою работу».

Но в дальнейшем рост продаж журналов через маркетплейсы продолжился. Во-первых, эти площадки начинают рассматриваться как одна из альтернатив традиционным точкам продажи прессы, отмечают Абросимов, Иванов и Васин. По итогу 2020 г. количество киосков с газетами и журналами снизилось на 11%, а в прошлом году – на 4%, следует из данных СППИ ГИПП. На протяжении как минимум двух лет на одном уровне держится количество супермаркетов, в которых продается периодика, – 19 000–20 000 точек, отметил Иванов. При этом на розницу и торговые сети приходится не менее 50–60% всего объема рынка дистрибуции печатных изданий (в прошлом году он составил 46 млрд руб.), также уточнил он.

Во-вторых, маркетплейсы – перспективный канал дистрибуции в силу того, что направление электронной коммерции показывает высокие обороты, считает Иванов. Так, по итогам прошлого года продажи на маркетплейсах выросли на 52% до 4,1 трлн руб., следует из данных Data Insight.

Сейчас доля маркетплейсов в общей структуре дистрибуции опрошенных издательств не превышает 7%. У Shkulev Media Holding она составляет 6,8%, у издательства «За рулем» – 4%, у «ИМ медиа» – менее 1%. Но через 2–4 года она может вырасти до 10–12%, считают топ-менеджеры этих издательств.

Маркетплейсы имеют успешный опыт в дистрибуции бумажных книг, поэтому логично распространить его и на прессу, думает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Но специфика этого канала для прессы в том, что через него эффективно можно распространять только еженедельные и ежемесячные издания», – уверен он.

Полностью заменить традиционные каналы дистрибуции маркетплейсы не смогут, считает Шабурова. «Это именно взаимодополняющее предложение, от которого выигрывают все, в том числе и розничные продавцы», – резюмирует она.-