Стоимость аренды концертного оборудования увеличилась на 10–40%

На это повлияли подорожание импортного оборудования и рост количества концертов
Максим Стулов / Ведомости

Компании, сдающие в прокат концертное оборудование, повысили расценки на свои услуги в январе – августе 2023 г. на 10–40% к аналогичному периоду 2022 г., рассказали «Ведомостям» организаторы зрелищных событий – группа компаний NCA (организовала в этом году фестивали «Лето без интернета» «Сам.Фест», «Арсеньев Live») и концертное агентство Ildar Bakeev Entertainment (сотрудничает с Пелагеей, группой «Моральный кодекс» и др.).

Увеличение стоимости аренды оборудования для концертов, по оценке президента ГК NCA Михаила Шурыгина, составило 10–30%. Ильдар Бакеев, гендиректор одноименного агентства, заметил рост на 10–15% в тех случаях, когда оборудование преимущественно предоставлялось самой площадкой и требовался только «точечный довоз», на 20–40% – во всех остальных случаях. О том, что прокат оборудования стал «чуть дороже», сообщил и гендиректор компании «Империя музыки» (сотрудничает с Еленой Темниковой, Денисом Мацуевым и др.) Табриз Шахиди, но не раскрыл свою оценку динамики цен.

Повышение цен подтвердили и в компаниях, сдающих в прокат концертное оборудование. Гендиректор «Завод шоу» Алексей Седов рассказал «Ведомостям», что в июле – августе 2023 г. компания подняла расценки на оборудование для гастрольных туров на 30%. NCA Production в январе – августе 2023 г. примерно на 20% к тому же периоду 2022 г. увеличила стоимость аренды части звукового оборудования – радиосистем и райдерных колонок, говорит ее технический директор Иван Шурыгин. Кроме того, с начала 2024 г., по его словам, планируется дополнительное повышение расценок на 10% уже на весь ассортимент.

Рост стоимости на аренду оборудования для концертов связан с подорожанием нового оборудования, которое сейчас поставляется в Россию по параллельному импорту (звуковая аппаратура) или из Китая (световая и видеотехника), поясняет Шурыгин. Основные причины – удорожание логистики и рост курса доллара к рублю (именно в этой валюте проводятся расчеты с поставщиками), говорит он. Закономерно выросли, по его словам, и цены на ремонт оборудования: «Большинство запчастей для него также импортируются».

Другой фактор – рост количества концертов и туров артистов, говорит Седов: «В том числе за счет мероприятий с госфинансированием, и в особенности – патриотической направленности».

Рост концертно-туровой активности подтверждает и Бакеев: по его словам, он связан и с отложенным спросом на зрелищные события, который начал проявляться после снятия коронавирусных ограничений. По мнению Шахиди, возросший спрос на артистов объясняется тем, что сейчас «людям нужно больше положительных эмоций».

Оборот отрасли афишных исполнительских мероприятий в прошлом году вырос на 19% к 2021 г. и на 7,3% к допандемийному 2019 году до 228 млрд руб., следует из данных информагентства в сфере культуры и развлечений InterMedia. Из этой суммы на коммерческую деятельность (продажа билетов, внебюджетное финансирование) пришлось 86 млрд руб., а бюджетное финансирование составило около 142 млрд руб. На сегмент концертов в 2022 г. пришлось 35–45% от всего оборота отрасли. В январе – июне 2023 г. коммерческий сегмент (без учета бюджетного финансирования) увеличился к аналогичному периоду 2022 г. примерно на 10% до 40–50 млрд руб.

К удорожанию проката оборудования привело и то, что организаторы в последние годы сокращают количество городов в турах, добавляет Седов. Раньше туры стандартно охватывали 20–30 городов, сейчас до 15, пояснил он: «В результате нам становится все сложнее отбивать затраты на прокат оборудования».

Росту цен на прокат оборудования также способствует инфляция, отмечает Бакеев. По данным Росстата, в августе инфляция в годовом выражении составила 5,15%. С начала года цены выросли на 3,7%, фиксируют там же. ЦБ прогнозирует, что инфляция по итогам года достигнет 6–7%.

Затраты на оборудование, по словам Шурыгина, составляют 15–30% от всех расходов на организацию концерта, если оборудование берется напрокат, а не арендуется вместе с площадкой. Увеличиваются и другие статьи расходов – гонорары звезд, говорит он. Растет и цена аренды концертных площадок, добавляет Бакеев.

В результате в среднем стоимость организации концертов, по оценке Шурыгина, выросла в январе – августе 2023 г. к январю – августу 2022 г. примерно на 20%: «И уже сейчас организаторы частично закладывают рост своих затрат в стоимость билетов на концерты».

Цены на зрелищные мероприятия, как следует из данных билетного агрегатора «Яндекс афиша», а также билетных сервисов МТС – «МТС Live», Ticketland и Ticketscloud, растут с начала 2023 г., писали ранее «Ведомости». Так, в сегменте музыкальных концертов, согласно данным «Яндекс афиши», рост средней цены билета в России в январе – августе 2023 г. составил к аналогичному периоду 2022 г. 9,4% (до 2630 руб.). По данным Ticketscloud, цены на концерты увеличились на 5% до 1781 руб.