Группа «Альпина» запустила издательство молодежной литературы

К 2024 году «Маршмеллоу букс» хочет отвоевать 10% сегмента young adult
Евгений Разумный / Ведомости

Группа «Альпина» (включает в себя издательства «Альпина паблишер», «Альпина нон-фикшн», «Альпина.Проза», «Альпина.Дети», компанию Alpina Digital и т. д.) запустила издательство «Маршмеллоу букс», которое специализируется на выпуске литературы young adult, рассказала «Ведомостям» директор направления «Альпина.Дети» (объединяет детские и молодежные издательства в группе) Лана Богомаз. Совокупный объем инвестиций в этот проект, по ее оценке, составляет порядка 40 млн руб. Эти средства направлены на оплату лицензионных контрактов, производственные затраты, бюджет на продвижение и т. д. Планируемый срок их окупаемости – до двух лет, отметила Богомаз.

Литература для young adult («молодые взрослые») – это произведения, рассчитанные на молодежь (14–35 лет), где обязательным условием является главный герой – молодой человек, а в основе сюжета заложен процесс его становления, пояснили в издательской группе. Целевая аудитория издательства «Маршмеллоу букс», по словам Богомаз, читатели 16–30 лет, преимущественно женщины (80%).

До конца 2024 г. «Маршмеллоу букс» планирует выпустить порядка 40 книг: 85% из них – переводные зарубежные произведения, 15% – новинки российских авторов, уточняет Богомаз. Приоритетные тематические направления издательства – магический реализм, реализм, мелодрама, научная фантастика, фэнтези, детективы, триллеры и ужасы, манга, говорит она. В портфеле издательства, по словам Богомаз, уже есть романы американских авторов – «Жизнь и преступления Худи Розена» Исаака Блюма, «Фурия» Ямиле Саид Мендес, «Возврат» Морин Гу, «Если ты, то и я» и «Моя безупречная жизнь» Ивонн Вун, а также манга «Доктор клоун» Кори Ко (Япония). В продажу бумажные книги издательства поступят в конце ноября – начале декабря 2023 г., цифровые книги станут доступны позднее.

«Маршмеллоу букс» не первое издательство художественной литературы, которое «Альпина» запустила в 2023 г. В сентябре группа объявила об открытии издательства «Бель Летр», специализирующегося на современной зарубежной прозе для женщин. Представитель «Альпины» пояснил, что группа планирует к 2024 г. нарастить долю продаж художественных книг в структуре своей выручки до 15–20%. В 2022 г. она составила 9%, на нон-фикшн пришлось 83% продаж в рублях, на детскую литературу – 9%. Выручка издательской группы «Альпина» в 2022 г. выросла на 8% до 1,88 млрд руб.

Сегмент young adult (включая комиксы) выступает драйвером книжного рынка, говорит гендиректор издательства «Эксмо» Евгений Капьев. По его оценке, он в среднем растет до 30% в год, в 2022 г. сегмент young adult составил около 16% рынка. Весь книжный рынок за 2022 г. вырос на 10% до 109 млрд руб. (с учетом цифровых книг и учебной литературы), следует из данных крупнейшей в России издательской группы «Эксмо-АСТ».

В 2023 г. темпы роста young adult сегмента замедлились: по оценке директора издательства «Росмэн» Бориса Кузнецова, они составили 20–25%, а по оценке Капьева, 14–15%. Но эта динамика, по словам Капьева, все равно опережает темпы роста всего книжного рынка, который, согласно прогнозам «Эксмо-АСТ», увеличится в 2023 г. лишь на 8%.

Ключевыми игроками в сегменте young adult литературы сейчас являются Like Book, Freedom (импринты издательства «Эксмо») и АСТ, говорит Капьев. Доля рынка у каждого из них, уточняет он, составляет около 20%. В ноябре 2022 г. young adult импринт запустило издательство «Росмэн». В августе 2023 г. издательство «Эксмо» приобрело контрольную долю (51%) еще одного ключевого игрока этого сегмента – издательства Popcorn Books. К 2025 г. «Маршмеллоу букс» планирует занять порядка 10% в young adult сегменте, отмечает Богомаз.

Как «Альпина» шла к беллетристике

Издательство «Альпина паблишер» было основано в 1998 г. предпринимателями Алексеем Ильиным, Александром Лиманским и Ильей Долгопольским и изначально специализировалось на литературе по экономике и финансам. В 2008 г. было выделено издательство «Альпина нон-фикшн», которое издает преимущественно научно-популярные книги. Сейчас «Альпина» – одна из крупнейших издательских групп в России, в которую входят в том числе издательства художественной («Альпина.Проза», «Бель Летр», «Маршмеллоу букс») и детской литературы («Альпина.Дети»), а также платформа для корпоративного обучения Alpina Digital.

Инвестиции «Альпины» в запуск издательства – порядка 40 млн руб. – вполне реалистичны для заявленного каталога, сроки окупаемости – два года – тоже релевантны для книжного рынка, отмечает гендиректор издательства «Рипол классик» Сергей Макаренков.

Усиление направления художественной литературы в «Альпине», вероятно, связано с успешными продажами книг издательства «Альпина проза», выпускающего произведения русскоязычных авторов Алексея Иванова, Ислама Ханипаева, Екатерины Манойло, говорит автор Telegram-канала Books & Reviews Валерий Шабашов. Бестселлеры художественной литературы этого издательства продаются крупными тиражами – более 20 000 экземпляров, говорит Макаренков: «Нон-фикшн новинки продаются в таких объемах гораздо реже».

«Альпина» потенциально может получить долю в 10%, но в течение 3–4 лет, считает Кузнецов: «Но уже сейчас появляются опасения, связанные с возможным перенасыщением этого сегмента, следствием которого может стать падение интереса аудитории к young adult литературе».