Роскомнадзор назвал требования к идентификации аудиорекламы

Рекламный токен должен быть размещен в текстовой форме, считает ведомство
Андрей Гордеев / Ведомости

Индивидуальный идентификатор (токен) аудиорекламы в интернете должен быть представлен визуально, сообщили «Ведомостям» в Роскомнадзоре (РКН). Представитель ведомства отметил, что требование может исполняться разными способами: токен может размещаться, например, в интерфейсе аудиоплейера, в описании на сайте, в приложении. При этом озвучивание идентификатора голосом, как уточнил собеседник, будет считаться невыполнением требований.

Другой регулятор рекламы – Федеральная антимонопольная служба (ФАС) – от формулирования конкретных требований по идентификации аудиорекламы в интернете воздержался. Конкретный способ размещения пометки «реклама» и информации о рекламодателе в случае с аудиорекламой в законе не определен, говорится в ответе ФАС на запрос «Ведомостей».

Между тем на тот же вопрос в обращении, направленном в сентябре в ФАС компанией «Кубик медиа» (в том числе занимается созданием рекламных аудиороликов), служба давала более подробное разъяснение. В ответном письме в «Кубик медиа» замруководителя ФАС Карина Таукенова уточнила, что такая информация обязательна к размещению «непосредственно в самой рекламе». Исключения составляет аудиореклама, размещенная в радиопередачах, распространяемых в интернете. «Ведомости» ознакомились с копией этого письма, коммерческий директор «Кубик Медиа» Дмитрий Яковлев подтвердил его подлинность. В эфире радиостанций, как правило, рекламное сообщение и все необходимые данные обозначаются голосом.

Закон о маркировке интернет-рекламы (пакет поправок в ФЗ «О рекламе») вступил в силу 1 сентября 2022 г. Согласно ему, на каждый рекламный материал необходимо ставить соответствующую пометку, указывать сведения о рекламодателе и индивидуальный идентификатор (токен) для учета данных. А с 1 сентября 2023 г. начала действовать и норма о штрафах за нарушение закона о маркировке интернет-рекламы. Распространение в интернете рекламы без идентификатора или с нарушением требований к его размещению влечет для физлиц штраф в размере до 100 000 руб., для должностных лиц и ИП – до 200 000 руб., для юрлиц – до 500 000 руб.

В конце ноября 2023 г. РКН вынес первые постановления о таких штрафах. По словам представителя ведомства, в Telegram-канале «Лиса рулит» в трех случаях в рекламных сообщениях отсутствовал идентификатор. Сумму штрафов в РКН не уточнили.

Позиции обоих регуляторов логичны, считает юрист фирмы Semenov & Pevzner Екатерина Артемьева. По ее словам, ФАС в рамках своих полномочий по закону стремится обеспечить прозрачность рекламы для потребителей. РКН же с помощью идентификаторов осуществляет учет и мониторинг рекламы, продолжает Артемьева: «Чтобы токены работали [так], как задумывается, они должны быть представлены в текстовом виде».

Есть и другие вопросы по исполнению закона, по которым РКН и ФАС пока не сформировали единую позицию. Среди них – маркировка рекламы в Instagram (заблокирован в России, принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории РФ). Как писали «Ведомости» 16 ноября, позиция РКН по этому вопросу – реклама в Instagram должна иметь предусмотренную законом маркировку. У ФАС на это иное мнение. В августе 2023 г. начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции этой службы Татьяна Никитина в онлайн-трансляции отмечала, что рекламные размещения в Instagram после блокировки соцсети в России не подпадают под регулирование закона.

632 млн руб.

составлял, по оценке Ассоциации развития интерактивной рекламы, рынок аудиорекламы в 2022 г.

Рынок аудиорекламы в 2022 г., по оценке Ассоциации развития интерактивной рекламы, составил 632 млн руб. Весь сегмент интернет-рекламы в прошлом году, согласно данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), сократился на 2% до 324,9 млрд руб. По итогам января – сентября 2023 г. АКАР не раскрыла объемы сегмента (подробнее см. «Ведомости» от 30 ноября). По оценке OMD OM Group, он вырос на 25% к тому же периоду 2022 г. до 273 млрд руб. По данным NMi Group, интернет-сегмент увеличился на 21% до 364,3 млрд руб. В этой группе расхождения в оценках объяснили тем, что «интернет-сегмент менее прозрачен, чем, например, ТВ».

Опрошенные «Ведомостями» участники рынка в большинстве своем уже используют визуальный идентификатор.

При размещении аудиорекламы на принадлежащих VK платформах («В контакте», «Одноклассники», «Дзен») пометка «реклама» отображается в интерфейсе плейера при ее проигрывании, а данные о рекламодателе и токен видны по клику на кнопку «Подробнее», рассказал «Ведомостям» представитель компании. Представитель холдинга «ГПМ-радио» (входит в «Газпром-медиа», управляет радиостанциями «Авторадио», радио Energy, «Юмор FM», Comedy Radio и др.) отметил, что радиостанции холдинга размещают в интернете «сложные рекламные объекты», которые включают в себя «как звуковые, так и визуальные инструменты»: «Поэтому мы размещаем пометку «реклама» и указание на рекламодателя в описании или на обложке аудиофайла».

В «Яндекс Музыке» и «Звуке» от комментариев отказались. Но, как убедился корреспондент «Ведомостей», при проигрывании аудиорекламы в этих сервисах всплывает видео- или статичный баннер, на котором в текстовом формате размещена вся информация, обязательная по закону о маркировке.