«Операция «Фортуна»: быдловатый кокни, MI-6 и чемоданчик с макгаффином

В прокат выходит новый фильм Гая Ричи с Джейсоном Стэйтемом, Хью Грантом и Джошем Хартнеттом

Британская разведка (в лице Эдди Марсона – инспектора Лестрейда из «Шерлока Холмса» Гая Ричи) встревожена: с секретной базы похитили какую-то секретную штуку. Что именно украдено – не известно. Но, судя по шороху, поднявшемуся в мире международного криминала, это нечто очень важное. В общем, нужно срочно выяснить: кто, что и зачем.

Задачу поручают агенту Орсону Форчуну (Джейсон Стэйтем, известный по фильмам «Карты, деньги, два ствола», «Большой куш», «Перевозчик») – быдловатому кокни с толоконным лбом и недобрыми глазками-буравчиками. В команду герою дают ехидную американку Сару Фидель (Обри Плаза, известная по фильмам «Скотт Пилигрим против всех» и «Безопасность не гарантируется»), которая метко стреляет и разбирается в компьютерах. И молодого молчаливого оперативника Джей-Джея в исполнении рэпера Багзи Мэлоуна (вторая его кинороль после «Джентльменов») – он тоже метко стреляет и тоже шарит в компьютерах. Впрочем, этот персонаж тут откровенно лишний, как это вообще свойственно персонажам, сыгранным рэперами в фильмах не про рэп.

/Tencent Pictures

Противостоят героям конкурирующая группа агентов, восточнославянская мафия и влиятельный теневой делец Грег Симмондс (Хью Грант, известный по фильмам «Ноттинг Хилл» и «Реальная любовь»). Чтобы подобраться поближе к Симмондсу, команда Форчуна вербует популярного голливудского актера Денни Франческо (Джош Хартнетт, известный по фильмам «Перл-Харбор» и «Счастливое число Слевина»): Симмондс его большой поклонник и вряд ли прогонит кумира со своей яхты.

Три года назад Гай Ричи на время отошел от голливудских блокбастеров, которыми занимался с конца нулевых, и сделал попытку вернуться, так сказать, к корням. «Джентльмены», «Гнев человеческий», теперь вот «Фортуна» – фильмы, непохожие друг на друга, но во всех них (по-разному и в неодинаковых, конечно, пропорциях) присутствуют узнаваемые черты его характерного авторского стиля, хорошо знакомого по «Картам, деньгам, двум стволам» и «Большому кушу». Нелинейное повествование, многофигурность, быстрый монтаж. Колоритные персонажи, словесные пикировки с сочными фразочками. Иронично-исследовательский интерес к различным граням британского национального характера.

Все эти приемы Ричи пытается воспроизвести и в новой картине, но тут они работают вхолостую – для них просто нет подходящего материала. Сценарий, сочиненный Айваном Эткинсоном и Марном Дэвисом (писавшими сценарии для двух предыдущих фильмов Ричи – «Джентльменов» и «Гнева человеческого»), представляет собой шаблонную шпионскую историю, рыхлую и предсказуемую. И, как ее ни монтируй и ни разбавляй внезапными флешбэками, интереснее она не становится.

/Tencent Pictures

Интрига отсутствует, саспенс – тоже, все проблемы легко и быстро решаются при помощи всемогущих компьютеров и кулаков. Драки неплохие, но все какие-то необязательные. Вот зачем, например, была нужна драка с тем китайцем на борту яхты? Единственная правдоподобная версия: у Ричи были серьезные опасения, что, если прямо сейчас не взбодрить зрителей хоть каким-то экшеном, они запросто способны уснуть. Герои много перемещаются – Калифорния, Французская Ривьера, Анталья. Но с тем же успехом могли бы сидеть на одном месте: смена похожих друг на друга локаций (всюду море, всюду солнце) почти незаметна и не имеет никакой функциональной нагрузки.

Джейсон Стэйтем здесь такой же, как и в прочих фильмах с Джейсоном Стэйтемом, – дерзкий, как пуля, резкий, брутально смотрит, идет напролом. Это даже и хорошо: менять Стэйтема – только портить. Но авторы все-таки хотят, чтобы он хоть чем-то отличался от остальных своих ролей, и изобретают его герою характерную особенность – любовь к дорогим винам, курортному отдыху и циничную манеру пользоваться этими благами за государственный счет. Этой остроумной придумке мы обязаны серией утомительнейших пререканий героя с начальником из MI-6 (Кэри Элвес, известный по комедиям «Горячие головы» и «Лжец, лжец») по поводу вин и денег.

Игривая режиссерская интонация сигнализирует, что перед нами так или иначе комедия, но смешного в фильме катастрофически мало. Эротические метафоры, которыми без остановки сыплет Обри Плаза, способны развеселить разве что шестиклассника. Шарж Хартнетта на голливудскую суперзвезду банален, лениво сыгран и вряд ли сможет рассмешить вообще хоть кого-то. Случай вообще-то странный: фильмы Ричи всегда славились своими диалогами, здесь же нет буквально ни одной остроумной реплики. А те редкие моменты, что способны вызвать улыбку, обязаны своим существованием исключительно ироничному обаянию Хью Гранта.

/Tencent Pictures

Впрочем, в «Фортуне» есть один замечательный и по-настоящему смешной эпизод, и мы его сейчас расскажем – это будет спойлер. Когда Стэйтем проникает в логово восточнославянских бородатых бандитов, он видит, что те перед его вторжением мирно смотрели по телевизору великий фильм 1969 г. «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» – там как раз идет сцена, где Пол Ньюман катается на велосипеде под песню Raindrops Keep Fallin’ on My Head. Позабыв о своей шпионской миссии, герой присаживается на краешек кровати и, не в силах оторваться, тоже смотрит это кино. И в этот момент хочется, чтобы он посидел вот так подольше, – настолько происходящее на телеэкране лучше и интереснее той истории, что рассказывает нам Ричи.

Конечно, любой новый фильм Гая Ричи – это по определению хорошо. Тем более что такие релизы в легальном российском прокате по нынешним временам – неслыханное везение. Но все-таки фильм так много обещает – актерским составом, жанром, фамилией режиссера – и так мало в итоге дает, что на фоне четвертьвековой фильмографии Ричи «Операция «Фортуна» выглядит очень бледно. Кажется, на этот раз фортуна от режиссера отвернулась.