E-стония


ТАЛЛИН - Уже к 11 утра Рейн Лохмус не был похож на респектабельного бизнесмена. Не слишком заботясь о прическе и костюме, он мчался с деловой встречи в Oosta.ee, единственного в Эстонии интернет-аукциона, на другой конец города в офис компании Comtrade, первого в стране провайдера широкополосного доступа в Интернет.

Все это происходило в конце июля. Лохмус уже неделю занимал пост генерального директора Comtrade. Его подчиненные только начали привыкать к безумному темпу работы.

За год с небольшим его инвестиционный банк Lohmus Haavel & Viisemann (LHV) и созданный Лохмусом фонд венчурного капитала инвестировали в девять компаний, работавших в самых различных сферах новой экономики - от производства программного обеспечения до проведения аукционов в Сети. "Этим компаниям деньги были нужны как воздух, но объемы предлагавшихся инвестиций были малы. Мы поняли, что нам придется создать рынок венчурного капитала самим", - говорит Лохмус.

Чуть более года назад Лохмус даже не подозревал, что будет заниматься предоставлением широкополосного доступа в Интернет. Тогда он только что уволился из банка Hansabank, который основал с двумя друзьями в 1990 г. В 1998 г., когда Swedbank поглотил детище эстонских предпринимателей, Hansabank был крупнейшим банком в балтийских странах по объему рыночной капитализации ($453 млн). Лохмус и его друзья не захотели оказаться в роли сотрудников, которых кто-то взял на работу в основанный ими же банк, и в марте 1999 г. уволились. Вместе с ними ушли и многие другие из старой гвардии Hansabank.

Через пару недель после ухода из банка Лохмус и 13 его коллег основали инвестиционный банк LHV, который по замыслу создателей должен был стать мостиком между скандинавскими инвесторами и эстонскими компаниями, обладающими высоким потенциалом и страдающими от недостатка средств. 33-летний Лохмус не раздумывая принял участие в конкурсе на должность главы этого банка.

На самом деле лучшего директора найти было трудно. Он обладал широкими связями и уже прославился деловыми качествами, оперативностью и умением принимать смелые решения.

В свое время Лохмус основал подразделение корпоративных финансов в Hansabank. В LHV, крупнейшим акционером которого стал он сам, ему удалось переманить старую команду. Окончив двухмесячные курсы менеджмента в Гарвардской школе бизнеса, Лохмус впервые задумался о создании менее традиционной компании, чем инвестиционный банк. Он мечтал привести в Эстонию новую экономику.

Эстония обладает огромным потенциалом для развития новой экономики и к тому же находится в непосредственной близости от Финляндии, где инфраструктура высоких технологий очень развита. За последние полгода Интернетом хотя бы раз воспользовались более четверти жителей страны, а из каждых 10 000 человек 153 подключены к Сети. По этому показателю Эстония опережает все остальные страны Центральной и Восточной Европы и даже некоторые развитые страны, например Францию. Почти 200 000 эстонцев (население страны составляет 1,4 млн) пользуются банковскими услугами через Интернет, и эта аудитория быстро растет. Интернет-магазинам и виртуальным аукционным домам этот рост сулит хорошие перспективы.

Несмотря на популярность Интернета, электронная коммерция в Эстонии развивалась не слишком быстро. Настоящих инвесторов по-прежнему больше интересовала Силиконовая долина, чем перспективный, но очень маленький рынок в одной из балтийских стран.

Неожиданно оказалось, что Эстонии больше не нужна помощь издалека. Благодаря тесным связям Эстонии со скандинавскими странами - до Финляндии можно добраться на пароме за полтора часа, - с 1998 г. объем инвестиций в экономику республики составил $1222 на душу населения. Таким образом, по количеству прямых инвестиций Эстония оказалась в первой тройке среди развивающихся европейских стран.

В прошлом году Лохмус организовал инвестиционный фонд под названием New Economy Ventures, капитал которого составляет $2,9 млн. "Фактически мы занимаемся вторичной переработкой шведских денег, - говорит он. - Народ продал свои предприятия скандинавам, а теперь эти деньги приходят к нам". Лохмус говорит, что придумал, как заставить эстонцев правильно распорядиться этими деньгами, сидя в одном из нью-йоркских кафе.

Лохмус родился и вырос в Тарту. Его отец был ученым и специалистом в области лесного хозяйства. Лохмус сделал свои первые шаги в бизнесе 15 лет назад, еще до того как Советский Союз начал трещать по швам.

В Таллинский политехнический институт Лохмус поступил на факультет, который тогда назывался "факультет промышленного планирования". К тому времени, когда он окончил учебу, его специальность уже называлась "менеджмент".

Сейчас Лохмус входит в деловую элиту Эстонии и очень гордится своей ролью провозвестника новой экономики. "Республики Балтии, - говорит он, - не могут похвастать богатством природных ресурсов. Поэтому единственное, чем мы можем торговать, - это интеллект".

Лохмус решил создать интернет-компанию, которая обслуживала бы местный рынок. В сентябре 1999 г. LHV вложил $114 000 в создание аукционной интернет-компании, работающей примерно так же, как известный американский интернет-аукцион eBay. В результате на свет появилась Oosta. ее, которая, по мнению ее основателя, успешно реализует на местном рынке принцип, испытанный в глобальном масштабе.

Почувствовав вкус к той стремительности, с которой все совершается в новой экономике, Лохмус решил создать еще и венчурный фонд - New Economy Ventures. Кто сказал, что эстонцы привыкли работать неторопливо? "Бывает, что мы отправляем деньги до того, как подписываем контракт", - рассказывает партнер LHV Таави Лепметц.

Так, кстати, произошло и с первой крупной инвестицией фонда. Всего через несколько недель после встречи с основателями интернет-компании CV-Online, которая занималась подбором персонала и размещением резюме, LHV предоставила ей ссуду на развитие международных операций, а в декабре New Economy Ventures купила 22% акций компании за $370 000.

Если, по признанию самого Лохмуса, создание Oosta носило отчасти характер авантюры, то в CV-Online ему удалось распознать компанию, которая могла бы стать очень и очень прибыльной. На Западе, говорит Лохмус, такие удачные сделки уже отошли в область преданий. CV-Online, созданная в 1996 г., на момент покупки акций в 1999 г. уже приносила около $200 000 прибыли.

Сейчас услугами этого кадрового агентства в Интернете пользуется большинство крупных национальных компаний. Прибыль компании за один только июнь 2000 г. составила $38 400. Компания использовала венчурный капитал для расширения своей деятельности в Восточной Европе. К концу года она будет представлена в 11 странах, для чего уже к сентябрю планирует привлечь $5 млн. (WSJ, 22. 08. 2000)