Тест на целостность


Стране нужна единая политика, в том числе экономическая, и проводить ее должны люди, имеющие на это полномочия. Каждому школьнику известно, что политика базируется на экономике, а основой экономики, в свою очередь, является производство. Если нет производства товара, то нет экономики. Поэтому в стране должна быть единая экономическая политика.

Создание на территории России семи федеральных округов и назначение для руководства ими полномочных представителей президента представляется единственно правильной мерой. Однако это нужно было делать раньше и иначе. Что мы видим сейчас: создана схема федерального или регионального разделения, другими словами - скелет, теперь его надо наполнить мышцами, иначе организм не сможет функционировать. Но наполнения-то нет. Дело даже не в бюджете, средства - это следующий вопрос. Дело в организационных вопросах, кадровых ресурсах, но самое главное - в разделении полномочий. До сих пор существовали структуры федерального подчинения - не будем уточнять, какие именно, - и местные структуры. Вакуума между ними не было, была некая граница. Теперь она должна сместиться, а новой структуре предстоит занять пограничное положение между уже существующими федеральными и местными ведомствами. Причем время покажет, в чью сторону должна сдвинуться граница полномочий, - это не столь важно. Важно, что новая структура должна отобрать часть полномочий у местных и федеральных структур - других путей в природе не существует. Вакуума-то не бывает.

Надо сказать, что новый институт власти в федеральных округах плохо подготовлен к решению этой сложной задачи. Здесь имеет значение множество факторов, вплоть до неудачного названия новой должности. Вспомните: ведь меньше года назад представитель президента был скорее номинальной, в буквальном смысле представительской фигурой и со своим патроном, президентом России, встречался, может быть, только один раз - при назначении. А ведь новое - это хорошо забытое старое. Почему бы не вспомнить, что в царской России существовали генерал-губернаторы и они прекрасно справлялись со своими функциями, система существовала 200 или 300 лет. Есть проблемы и с кадрами.

Недавно я узнал, сколько человек в аппарате представительства президента по Северо-Западному федеральному округу занимаются экономикой - шесть, и денежное содержание сотрудников смехотворное. В отделе рекламы "Балтики" вдвое больше людей. Одним словом, сейчас время работает на противников подобного строительства. Пройдет год, а то и меньше, и поднимется крик: "Структура себя не оправдывает, она не нужна". И первыми против нее будут выступать главы регионов.

Этот вопрос волнует меня, поскольку наши планы напрямую связаны с региональной политикой. Рынок для "Балтики" не ограничивается Петербургом или Северо-Западом и даже Россией. Когда мы начинаем заниматься вопросами экспорта и знакомиться с законодательствами других стран, это нормально. Но когда мы у себя дома, в своей стране вынуждены выяснять особенности законодательства разных областей, это просто безобразие. Появляются - то здесь то там - нелепые распоряжения, которые уничтожают всякую экономическую интеграцию между регионами.

У отдельных субъектов Федерации не должно быть возможности влиять на инвестиционный климат в регионе, делать его "хорошим" или "плохим". Потому что еще неизвестно, какие цели будут преследоваться при создании или несоздании условий для инвестиций. Это ничего общего не имеет с правилами рыночной экономики. Деньги пойдут туда, где они смогут работать, оборачиваться, воспроизводиться. Деньгам указатели дорожного движения не закон.

Автор - генеральный директор ОАО "Пивоваренная компания "Балтика"