ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Канонизация НТВ


Журналисты НТВ были, как ни странно, поражены итогами встречи с Владимиром Путиным. Но, думается, Путин был удивлен не меньше. Он - или его сотрудники - тщательно изучили личные дела приглашенных, а из этих личных дел можно сделать неоспоримый вывод: журналисты НТВ прежде всего профессионалы, люди, отравленные наркотиком телеэфира, а уж затем борцы за свободу слова. Собственно, для того чтобы сделать такой вывод, необязательно быть профессионалом в разведке - достаточно просто смотреть телевизор все эти 10 лет.

Было ли все эти годы НТВ негосударственным, независимым? В той же мере, в какой негосударственным, независимым был Владимир Гусинский. И если на Российское телевидение к Олегу Попцову уходили делать канал, неподвластный ЦК КПСС, то на НТВ шли прежде всего делать другое телевидение - более профессиональное, более отвечающее стандартам времени, более живое... А когда нужно было сделать выбор между свободой слова и свободой быть каналом, близким к власти, хозяева НТВ выбрали второе, оправдав это призраком коммунистической опасности. Но Борис Ельцин во второй раз победил не благодаря лояльности НТВ или кампании "Голосуй или проиграешь! ", а благодаря умелому использованию его штабом административного ресурса. Зато победа эта была использована для окончательного формирования того номенклатурно-олигархического режима, гарантом стабильности которого позже станет Путин.

Все мы хорошо помним, как НТВ стало органичной, хотя и яркой, частью государственной пропагандистcкой машины. Другим оно начало становиться только после того, как Гусинский поссорился с "семьей", поставив не на тех игроков. А по-настоящему свободным это телевидение сделала команда Путина. Возможно, до ареста Гусинского, до каскада обысков и допросов профессионалы из Кремля могли бы договориться с профессионалами из НТВ. Но в том-то и дело, что в Кремле с профессионалами напряженка! В президентском окружении просто не заметили, что уже подвели коллектив НТВ к черте, когда принять условия даже почетной капитуляции означает потерять лицо. В Кремле не пожелали увидеть, что президентское раздражение против компании, позволяющей себе критиковать главу государства и его далекие от совершенства решения, беззастенчиво используется конкурентами Гусинского по медиа-бизнесу. Подпись Михаила Лесина под знаменитым приложением N 6, гарантирующим Гусинскому свободу в обмен на акции "Медиа-Моста", - это действительно подпись бизнесмена. Бизнесмена, использующего свои возможности министра...

Год исполнения президентских обязанностей Путиным убеждает: эта власть - возможно, в некоторых случаях, к счастью - не умеет действовать тонко. Когда корреспондент радио "Свобода" Андрей Бабицкий пропал в Чечне, меня более всего поразило, что руководители огромного государства вели себя в этой истории, как мелкие жулики: подтасовывали факты, не признавали очевидного, хотели ограничить информацию, а в результате превратили журналиста в символ стремления российского общества знать правду о происходящем на Кавказе. И даже если бы Бабицкий хотел играть иную роль, власть уже навязала ему именно эту... Теперь совместными усилиями политиков и прокуроров в символ свободы слова превращена телекомпания НТВ. Навязав эту роль ее сотрудникам, Путин решил после этого с ними договориться. Но договариваются с людьми, а не с символами.