Бизнес важнее политики


ПЕКИН - Те, кто полагает, что Китай активно сотрудничает с потенциально агрессивными режимами специально, чтобы насолить США, не совсем правы. Китайские компании в последнее время гораздо свободнее в выборе своей деловой стратегии. И они выбирают в партнеры Ливию, Иран и Ирак, поскольку для них это единственный способ расширить рынок. Huawei Technologies, один из крупнейших в Китае производителей телекоммуникационного оборудования, подозревается в том, что он поставил Ираку волоконно-оптический кабель, необходимый для модернизации военной сети связи. В этом году США уже трижды указывали китайским властям на недопустимость подобной деятельности компании. В свою очередь Huawei отвергает все обвинения. "Мы реализуем в Ираке только те проекты, которые были санкционированы ООН", - заявил в пятницу Цзу Хуэй, руководитель маркетингового отдела компании по ближневосточному региону.

Для Huawei, как и для многих других китайских компаний, торговля в неблагополучных регионах - обычная практика, средство утвердиться на мировом рынке, начав со стран-аутсайдеров. В таких странах, как Иран, Ирак, Мьянма и Судан, конкуренции для китайского бизнеса практически нет. "Эти компании не придают большого значения моральному аспекту отношений с государствами-париями, - считает один из западных дипломатов, работающих в Пекине. - Главное - быстрое получение прибыли".

Китай в течение долгих лет оказывал техническую поддержку дружественным государствам (зачастую находившимся в сложных отношениях с США). Сейчас Пекин приветствует смягчение санкций против Ирака, поскольку это позволяет КНР получать нефть, необходимую для быстроразвивающейся национальной экономики, а кроме того, создает противовес растущему влиянию США в мире. В декабре Ирак посетила китайская правительственная делегация, в которую входили представители Министерства внешней торговли и экономического сотрудничества.

Однако мало кто из аналитиков считает, что компании, рвущиеся на мировой рынок, действуют по указке властей. За два десятилетия экономических реформ прямая связь между правительством КНР и бизнесом ослабла. В результате правительству не удается заставить китайские компании инвестировать в развитие бедных регионов на западе страны.

"Не следует усматривать в деятельности Huawei в Ираке какой-то злой умысел или проявление происков правительства, - говорит Патрик Хорган, директор пекинской консалтинговой компании Apco China. - Речь идет просто о выгодном бизнесе".

Сотрудничают с Ираком и другие компании. В конце прошлого года корпорация Sinopec выиграла несколько контрактов на разработку в Ираке новых нефтяных месторождений. Компания Chinese National Machinery & Equipment Import & Export в 2000 г. построила в Ираке электростанцию стоимостью $75 млн. Это первый подобный проект со времен войны 1991 г.

Китайский бизнес проявляет активность и в других странах, обвиняемых в нарушении прав человека и пособничестве терроризму. Так, Sinopec готовила специалистов для Судана. Корпорация Shanghai Bell, по данным агентства "Синьхуа", поставляет телекоммуникационные технологии Ирану, Ираку и Северной Корее. (WSJ, 5. 03. 2001)