Состоится ли продажа России 32 французских самолетов?


Самое главное - выяснить, насколько в конечном итоге французские самолеты будут укомплектованы отечественными деталями. Если мы будем заниматься фактически реэкспортом, продвигая собственную промышленность, - это выгодный контракт. Состоится он или нет, во многом зависит и от того, будет ли предложена эффективная лизинговая схема. Но цифра в 32 машины звучит вполне нормально. Особенно с учетом износа регионального флота. В авиационной отрасли грядет время слияний, и расчет на то, что укрупненным компаниям легче будет привлечь внешнее инвестирование. Думаю, речь идет о программе долгосрочного сотрудничества - лет на 10. Но, думаю, уже в ближайшие два-три года российские компании все вместе вполне смогут закупить где-то 25 самолетов, если будут иметь доступ к внешнему финансированию. Тому же "Аэрофлоту" потребуется пять машин, а если он присоединит другие компании - то гораздо больше.

Владимир Путин и Жак Ширак обсуждали в Петербурге возможность многосторонней кооперации. Речь идет о продаже России около 32 самолетов А-320 в обмен на возможность пользоваться космодромом Куру во Французской Гвиане. Кроме того, российские компании будут производить для французских самолетов часть узлов и деталей.

Юлия Кочетыгова

Прогнозировать окончательное решение правительства о лизинге самолетов европейского производства, аналогов которым отечественная авиапромышленность пока не производит, крайне трудно. Скорее всего, если оно состоится, это будет составная часть крупного пакета договоренностей по авиапромышленному комплексу, включая договоренности по линии нашего авиакосмического комплекса. Если решение будет положительным, то в лизинг такие самолеты смогут взять заинтересованные в их эксплуатации российские авиакомпании. В том числе и "Аэрофлот". Среди 300 российских авиакомпаний желающие и способные взять в лизинг 32 самолета найдутся.

Анатолий Брылов

Сделка мне кажется странной. Правительство обычно пыталось противодействовать закупкам самолетов иностранного производства, постоянно критиковало "Аэрофлот" и даже пыталось добиться компенсации по полученным льготам. Нынешнее известие не похоже на устоявшуюся позицию правительства. Тем более об этом нет ни слова ни в западной прессе. Нет и подходящих условий для лизинга в России. Пока эффективная схема появится и заработает, пройдет не меньше года. Хотя в среднесрочной перспективе такая сделка вполне возможна. "Авиастар" не способен производить необходимое количество Ту-204, чтобы насытить рынок. А европейские компании с удовольствием попытаются проникнуть в Россию.

Юлия Жданова

Главную роль играют не столько экономические, сколько политические аспекты. Конечно, нужно дождаться, пока будут прояснены финансовые условия сделки. Но в любом случае покупка 32 машин либо растянется на длительный срок, лет на десять, либо будет куплено меньше самолетов.

Владимир Савов

Эта сделка вполне реальна. Я думаю, данное предложение во многом связано с тем, что Европа очень сильно заинтересована в интеграции России в европейское сообщество. После появления разногласий между США и Европой последняя удвоила свои усилия в этом направлении. ЕС уже дорос до уровня самостоятельного геополитического игрока, но без ресурсов России не сможет окончательно состояться. Четко прослеживается тенденция взаимопроникновения интересов России и Европы. ЕС прекрасно понимает, что привязать к себе Россию только за счет потребления ее сырьевых ресурсов не представляется возможным, поэтому объективно необходимо взаимопроникновение рынков высокого передела.

Андрей Беспалов

Безусловно, имеются аналогичные российские самолеты, но сегодня они не конкурентоспособны. Чтобы делать конкурентоспособные широкофюзеляжные самолеты, российским производителям следует обеспечить долгосрочную финансовую и иную поддержку. Если это невозможно, то надо разрешить "Аэрофлоту" закупить такие самолеты, с которыми наш национальный авиаперевозчик будет конкурентоспособным на мировом рынке. Ведь авиакомпании не просто так предпочитают западные машины. Остальные секторы российской авиапромышленности от контракта могут только выиграть. Офсетная программа предлагает России $2 млрд за 10 лет, но, если будет принято окончательное решение о такой офсетной программе, важно, чтобы российские предприятия были готовы использовать этот шанс выйти на мировой рынок субподрядных работ и справиться с заказами качественно, в срок и в нужных объемах. На мой взгляд, сегодняшняя власть думает, как все будет выглядеть через 10 лет, и принимает решения с позиций целесообразности и прагматичности.

Сергей Недорослев

Сергей Недорослев