Чипсы с кока-колой не товарищи


Так хорошо ли пойдут чипсы Pringles с кока-колой? Зимой Coca-Cola и Procter & Gamble уверяли публику, что это идеальное сочетание: 21 февраля было объявлено о создании совместного предприятия по производству напитков и снэков. Теперь партнеры дают задний ход: широко разрекламированное СП "зависло".

Первоначально предполагалось, что в СП, где доля каждой компании будет составлять 50%, исследовательские и патентные разработки P&G будут удачно дополнять развитую дистрибьюторскую систему Coke. Всего новое предприятие должно было располагать 40 брэндами (напитки обеих компаний и снэки P&G); планировался объем продаж $4,2 млрд в год. Теперь компании ведут речь скорее о "партнерстве", в рамках которого будет вестись работа над исследовательскими проектами и созданием новых брэндов.

В соответствии с февральским соглашением основным вкладом Coke были линия соков Minute Maid, а также брэнды напитков Hi-C, Five Alive, Frutopia, вкладом P&G - брэнды Pringles (чипсы) и Sunny Delight (соки). По свидетельству осведомленных источников, в понедельник генеральный директор и председатель совета директоров Coke Дуглас Дафт встретился в Цинциннати (штаб-квартира P&G) с Аланом Лэфли, генеральным директором P&G, для переговоров по пересмотру соглашения. По словам представителя P&G, компании ищут возможности заключить взаимовыгодную сделку, но о деталях говорить было бы преждевременно.

В феврале Coke представляла будущую сделку как часть общей стратегии, предусматривающей развитие отстающего направления - производства негазированных напитков - через партнерство с другими компаниями. Для реализации этих планов Coke в 2002 г. приступила к расширению начавшегося 10 лет назад партнерства с Nestle в области чайных и кофейных брэндов.

По многочисленным отзывам аналитиков, сделка с P&G в первоначальном варианте была бы невыгодна для Coke. На известие о планируемом создании СП Уильям Пекорьело, представитель Sanford C. Bernstein & Co., немедленно отреагировал замечанием, что Coke собирается принести половину своих прибыльных производств сока, обладающих потенциалом быстрого роста, в жертву двум увядающим брэндам P&G. Лэфли не скрывал, что в образовании СП с Coke видел путь к созданию более мобильной и креативной версии P&G.

Объемы продаж соков Coke, включая Minute Maid, Hi-C и другие брэнды, выросли в прошлом году на 20%, а с начала текущего года - на 19%. Продажи снэков и напитков P&G (Pringle, Sunny Delight, кофе Folgers) упали на 11% за год, окончившийся 30 июня, и составили $4,14 млрд. Сейчас этот бизнес представляет собой самое маленькое подразделение P&G: его прибыль, составляющая сегодня $333 млн, упала на 9%.

Пересматривая соглашение с P&G, Coke стремится также более энергично развивать свое производство соков: в марте запущена линия апельсинового сока, производимого из натурального сырья, а не из концентрата. В сентябре на прилавках появятся новые фруктовые напитки для детей, произведенные в партнерстве с компанией Walt Disney.

После того как Coke пересмотрела планы СП, P&G оказалась в затруднительном положении. По всей видимости, она планировала сильно сократить свое присутствие на продуктовом рынке. В дополнение к проекту СП с Coke компания решила расстаться и с другими пищевыми брэндами: выставлены на продажу брэнды растительного масла Crisco и Jif, но покупатели еще не нашлись. Если бы обе сделки осуществились, у P&G остался бы лишь наиболее успешный из ее продуктовых бизнесов - кофейный Folgers. (WSJ, 15. 08. 2001)