Американцы поддались влиянию CNN


Подвергшиеся нападению и лишившиеся привычного чувства безопасности американцы ринулись в магазины. Они скупают оружие и боеприпасы, канистры для бензина, питьевую воду в бутылках. А еще - телевизоры.

Именно эти товары в роковой вторник пользовались наибольшим спросом в магазинах компании Wal-Mart Stores, владельца крупнейшей в мире сети супермаркетов. На следующий день, когда потрясение и страх сменились приливом патриотических чувств, начал расти спрос на национальные флаги и прочую трехцветную продукцию. Когда первая тревожная неделя закончилась, люди вновь стали покупать привычные для себя вещи.

Информация о каждом проданном товаре в Wal-Mart Stores поступает со сканера штрих-кодов в общую базу данных и анализируется мощнейшей компьютерной системой в штаб-квартире компании в г. Бентонвилле. Эта уникальная система, получившая название Retail Link и по вычислительной мощности уступающая только информационной системе американского правительства, позволяет в деталях увидеть динамику изменений психологического состояния американского покупателя.

Обычно американская сеть магазинов Wal-Mart за неделю обслуживает около 100 млн покупателей. Но прошедшую неделю трудно назвать обычной. В день нападения террористов продажи упали на 10% по сравнению с уровнем, зафиксированным годом ранее. В окрестностях Нью-Йорка и на севере штата Виргиния - районах, подвергшихся атаке террористов, падение продаж составило 30 - 40%. В первые часы после взрыва самолетов в Нью-Йорке и Вашингтоне магазины в этих городах буквально вымерли. Впрочем, некоторые посетители все же заходили, чтобы посмотреть по телевизору последние новости CNN, которые тогда заменили привычный новостной канал Wal-Mart. "Один человек не отрывался от экрана шесть часов и все время жутко нервничал", - вспоминает Стив Хелибертон, менеджер магазина в г. Юниондейле, находящемся в 16 км восточнее Манхэттена. Однако к вечеру поток покупателей возобновился, причем покупали главным образом товары повседневного спроса и средства оказания первой помощи. Продажи канистр для бензина выросли в девять раз, продажи оружия подскочили на 70%, боеприпасов - на 140%, телевизоров - на 70%, телевизионных антенн - на 400%.

В один из дней на прошлой неделе магазины Wal-Mart продали 116 000 американских флагов (годом ранее их было продано всего 6400). Выросли и продажи продовольственных товаров, особенно консервов. Правда, как отмечают продавцы, ажиотаж длился недолго и наблюдался в основном на Среднем Западе. "Обороты в продуктовом отделе выросли более чем на 20%, - говорит Марк Макнейл, менеджер супермаркета в г. Кирни, штат Небраска. - Расходились консервы, хлеб, молоко - словом, то, чем обычно запасаются в ожидании длительного урагана". В среду вырос спрос на флаги, свечи, майки с национальной символикой. Основная масса продаж пришлась на утро, к вечеру покупатели собрались перед телевизорами. Аналитики Wal-Mart назвали это "эффектом CNN".

Примечательно, что по всей стране в магазинах наблюдался дефицит флагов. Поставки флагов для Wal-Mart осуществляют пять компаний, которые сейчас срочно комплектуют новые партии товара. (WSJ, 19. 09. 2001)