Wal-Mart покоряет Китай


ПЕКИН - Американская компания розничной торговли Wal-Mart добилась права открыть свои первые магазины в Пекине, обогнав конкурирующую французскую компанию Carrefour, у которой возникли проблемы с китайским правительством. Wal-Mart получила правительственное разрешение на открытие в столице пяти своих магазинов общей торговой площадью 80 000 кв. м, сообщил Том Маклафлин, вице-президент китайского подразделения компании. Получение пропуска на столичный рынок увенчало серию других удач, сопровождавших Wal-Mart на протяжении нынешнего года. Это чрезвычайно важное событие для Wal-Mart, которая ранее уже открыла 15 магазинов в разных городах Китая, но никак не могла проникнуть на перспективный и в то же время жестко конкурентный пекинский рынок. Сейчас существуют шесть магазинов Wal-Mart в стремительно растущем городе Шэньчжэнь на юге, два - в Куньмине и в других городах.

Конкуренту Wal-Mart на этом рынке - французской Carrefour - повезло гораздо меньше. Компания планировала открытие 10 новых супермаркетов по всей стране, но теперь этот проект придется отложить на неопределенный срок: французской фирме не удалось прийти к согласию с китайскими правительственными инстанциями. Представители Carrefour ведут переговоры с Государственной комиссией по экономике и торговле (SETC), надеясь каким-то образом разрешить ситуацию, сложившуюся после того, как SETC не выдала разрешения ни одному из 27 магазинов Carrefour, существующих к настоящему моменту в Китае (три из них находятся в Пекине).

Место и время появления первого пекинского магазина Wal-Mart уже известно: он будет открыт в юго-западной части города в конце 2002 г. или начале 2003 г. Проникновение в страну в последнее пятилетие иностранных компаний розничной торговли нанесло удар по местным супермаркетам, страдающим "хроническими болезнями", в числе которых неэффективный менеджмент, недостаток финансирования и низкая культура обслуживания, практически не претерпевшая изменений со времен председателя Мао. В среду семь китайских розничных и шесть инвестиционных компаний заявили о намерении объединить ресурсы для создания альянса, способного противостоять иностранному нашествию, которое еще усилится после вступления Китая в ВТО в начале следующего года. Недовольные коллеги Wal-Mart, в том числе группы Wu Mart и Beijing New Yansha, собираются общими усилиями открыть в ближайшие пять лет 1000 магазинов в Пекине и прилегающих районах. Впрочем, по мнению аналитиков, осуществить эти планы будет довольно трудно. (FT, 8. 11. 2001)