НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА: Безопасное телевидение
Главная проблема телевизионной отрасли в том, что государство всегда рассматривало телевидение исключительно как фактор информационной безопасности. Соответственно, законы рынка распространяются на нашу сферу лишь отчасти. Государственные национальные каналы, имеющие львиную долю рынка (60%), регулярно получают прямые и косвенные субсидии и льготы, что создает неравные условия конкуренции и позволяет им удерживать доминирующее положение на рынке.
Сейчас сложно судить о позиции государства в связи с тендером на частотный ресурс бывшего ТВ-6. Я думаю, что решение опять будет диктоваться соображениями информационной безопасности.
Список основных претендентов на частотный ресурс бывшего ТВ-6 условно можно разделить на три группы, различные по своим интересам и стартовым условиям.
В первой группе - общественные организации и компании, ничего общего не имеющие с телевидением и, я думаю, преследующие некие PR-цели или же пытающиеся "выловить рыбку в мутной воде". Это, например, Олимпийский комитет в составе ООО "Высшая лига", который пытается подняться на волне недавно возникшего интереса к спорту.
Вторая группа состоит из людей, так или иначе связанных со СМИ или телепроизводством. Для производителей телепрограмм, таких как АТВ, получение телеканала - это шанс, возможность вертикальной интеграции.
Третья группа - это часть бывшей команды НТВ - ТВ-6 в союзе с Примаковым и Вольским. Я думаю, что у этой компании - наилучшие шансы на победу. Но показательно, что для потенциальных инвесторов этого образования телевидение - всего лишь "непрофильный актив". Собственно, для инвесторов НТВ и ТВ-6 телевидение тоже было непрофильным бизнесом.
Непрофильным в том смысле, что, во-первых, медиа-активы никак не вписываются в основной бизнес этих людей. Во-вторых, их основной бизнес дает несоизмеримо большие доходы и прибыли, следовательно, о коммерческом интересе к телевидению с их стороны говорить не приходится...
Состав основных участников конкурса не несет видимой информационной угрозы для государства. Поэтому власти должно быть почти безразлично, кто именно получит право вещания. Хотя для восстановления репутации после непопулярного закрытия ТВ-6 имеет смысл отдать частоту прежней команде Киселева, избавившейся от "не нашего олигарха".
После конкурса возможны два варианта развития канала. Я не думаю, что союз крупных промышленников в случае получения частоты сможет найти общий язык и выработать единую стратегию, приемлемую для большинства. Ведь у членов этого консорциума очень разные интересы. Наиболее вероятный сценарий в этом случае - либо медленное развитие канала во втором эшелоне, либо медленное затухание.
Больше шансов на развитие у канала появляется в случае победы "коммерческих телевизионщиков" из второй группы. Под частотный ресурс бывшего ТВ-6 найти инвестиции будет достаточно легко. Хотя не нужно забывать, что на конкурс выставлена лицензия на вещание в небольшом количестве городов - около 30. Все остальные станции вещали ТВ-6 по договору и уже разобраны другими каналами. Восстановить сеть полностью новый канал уже не сможет.
Автор - генеральный директор телеканала СТС