СОВЕТЫ КОНСУЛЬТАНТА: Как повысить качество бизнес-решений


Вторая, заключительная, часть статьи, посвященной недостаткам российских менеджеров. Первая была опубликована 25 апреля. В ней авторы перечислили основные навыки, которых, по их мнению, не хватает российским менеджерам среднего звена, а именно: 1) недостаточное развитие базовых бизнес-навыков; 2) отсутствие навыков эффективной аналитики и коммуникации; 3) недостаточное знание ключевых управленческих инструментов.

Первая часть статьи была посвящена базовым бизнес-навыкам, сегодня мы подробнее остановимся на вопросах развития аналитических и коммуникативных способностей менеджеров, а также использования некоторых управленческих инструментов.

Эффективная коммуникация - это один из важнейших факторов успеха в современном бизнесе. Она строится на четком понимании проблем и анализе альтернативных возможностей.

Чтобы осознать значимость эффективной коммуникации, руководителю достаточно подсчитать, сколько времени он тратит на общение с сотрудниками, которые пытаются описать существующую проблему на основании ощущений, а не фактов. Часто менеджеры среднего звена не предлагают альтернативных способов решения проблемы, не задумываются над тем, как надо изменить процессы в компании, чтобы проблема больше не возникала.

В качестве иллюстрации к сказанному приведем примеры коммуникации неэффективной (общий комментарий) и эффективной (конкретный комментарий).

Общий комментарий обычно выглядит примерно так: "Что-то наши продажи падают - непонятно почему. Может, конкуренты наступают? И клиент "А" почему-то ушел. Надо, конечно, повысить эффективность работы за счет совершенствования управленческих методик".

Теперь пример конкретного комментария: "Продажи за прошлый квартал сократились на 15% за счет перехода клиентов к конкурентам. Две трети покинувших нас клиентов недовольны качеством нашей продукции. Проанализировав ситуацию, мы считаем, что проблема связана с понижением качества входного сырья. Необходимо ввести более жесткую процедуру его тестирования. Это будет стоить $500 000, но принесет более чем $6 млн в год".

Конкретный комментарий иллюстрирует ряд полезных навыков, необходимых менеджерам среднего звена: 1) умение четко формулировать проблему; 2) умение правильно анализировать ключевую информацию и делать соответствующие выводы; 3) умение видеть большую картину, воспринимать любую ситуацию как бизнес-модель и рассматривать ее соответствующим образом; 4) использование конкретных, а не абстрактных бюрократических выражений; 5) постоянный фокус на влияние предлагаемого решения на финансовые показатели деятельности.

Развить все эти навыки позволяет программа тренингов. Однако масштабное внедрение в организации единого языка, основанного на логике и эффективной коммуникации, часто связано с использованием определенных управленческих и аналитических методик. Их внедрение позволяет не только развить навыки анализа у каждого отдельного менеджера, но и создать единую культуру общения.

Среди наиболее важных управленческих инструментов хотелось бы отметить следующие: 1) методологию управления проектами; 2) методики анализа ситуации и принятия решений (например, широко известная в США методика Кепнера и Трего); 3) разнообразные методики, связанные с системами тотального контроля качества: диаграммы процессов, диаграммы Парето, статистический контроль качества, концепция постоянного улучшения и т. д.; 4) методологию количественного измерения и визуального представления информации.

Все это не какое-то "сокровенное" знание, а вполне стандартные шаблоны и инструменты для анализа и представления информации. Их можно изучать как алгебру или любую другую точную науку.

Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть, что все эти проблемы в области коммуникации и аналитики не являются чем-то непреодолимым. Чем скорее российские менеджеры займутся усовершенствованием своих профессиональных навыков, тем более эффективно российские компании будут развиваться и конкурировать на мировых рынках.

Опыт проведения масштабных реструктуризаций свидетельствует, что использование всех этих методик менеджерами среднего звена позволяет значительно повысить качество принимаемых решений в течение шести месяцев. Долгосрочное применение этих инструментов в управленческой практике позволяет построить компанию, которая может функционировать без постоянного вмешательства со стороны высшего менеджмента, в которой правильные бизнес-решения принимаются на всех уровнях управления.

Вэл Ванинов - вице-президент Access Industries (Eurasia), LLC; Кирилл Дмитриев заместитель генерального директора компании IBS