У Ford в запасе "План Б"


ДЕТРОЙТ - Ford Motor может пересмотреть планы текущей реструктуризации. Если окажется, что программа реорганизации деятельности компании, принятая в начале года, не принесла успеха, в действие вступит "План Б", предусматривающий более кардинальное сокращение расходов.

Второй в мире автопроизводитель в январе этого года начал осуществление масштабного плана реструктуризации, которая обходится ему в $9 млрд. Причиной послужили предшествующие трудности Ford, которая понесла убытки в 2001 г. на сумму $5,45 млрд и потеряла ведущих менеджеров: прошлой осенью компания распрощалась с гендиректором Жаком Нассером, а через полгода в отставку ушли Вольфганг Райтцле, возглавлявший подразделение по производству автомобилей класса люкс, и еще несколько топ-менеджеров. Объявив план реструктуризации, председатель совета директоров и генеральный директор компании Билл Форд предупредил, что, если программа не принесет желаемого финансового эффекта, могут последовать и дальнейшие сокращения. Ford планирует закрытие по меньшей мере пяти заводов и увольнение 22 000 сотрудников в Северной Америке, а также агрессивное внедрение новых продуктов. "Каждую неделю я проверяю, насколько мы продвинулись в осуществлении нашего плана", - сообщил Форд в интервью Financial Times. На вопрос, что в процессе реализации плана беспокоит его больше всего, он ответил: "Время". Компания действительно поставлена в жесткие рыночные условия. Трудностями Ford немедленно воспользовался ее главный соперник на американском рынке - General Motors, увеличившая объемы продаж (в частности, за счет предоставления беспроцентных кредитов) и одновременно запустившая новую программу сокращения расходов. Возможно, наличие запасного плана отражает неуверенность руководства Ford в реалистичности программы реструктуризации в нынешних условиях. Компания объявила, что надеется к концу года выйти на уровень безубыточности, несмотря на то что I квартал 2002 г. она закончила с убытком в размере $800 млн. Впрочем, Форд не считает "План Б" чем-то особенным: по его словам, на случай экстренной ситуации каждая компания имеет собственный "План Б". Он может понадобиться в случае обострения внешних условий - например, резкого изменения цен на нефть или масштабного экономического кризиса.

"План Б" не будет представлять собой один рычаг, который достаточно потянуть - и вся конструкция придет в движение", - объясняет Форд. Он описывает его как гибкую систему мер, которые могут быть применены одновременно или по отдельности: сокращение штатов, закрытие заводов, изменения в деятельности финансового подразделения компании Ford Credit. При этом производство новых моделей - то, на чем компания не собирается экономить. Все остальные шаги, которые уже предприняты или будут предприниматься, работают на эту цель. Ник Шиле, директор по производству, говорит, что Ford, возможно, проведет промежуточную оценку результатов реструктуризации в IV квартале. По его словам, в первые месяцы этого года компании удалось "выкрутиться" за счет неожиданно хороших продаж новых автомобилей в Северной Америке. (FT, 23. 06. 2002)